Прокуроры России выполняют ряд основных функций и полномочий, включая:
- Надзор за исполнением законов, в том числе обеспечение прав и свобод граждан.
- Представление обвинения в суде и защита законности в ходе судебных процессов.
- Контроль за деятельностью правоохранительных органов и органов государственной власти.
- Участие в разработке законов и принятии правовых актов.
Эффективное функционирование прокуратуры играет ключевую роль в обеспечении законности и защите прав граждан, а также в укреплении правового государства.
Важность профессионализма и честности
Для успешной работы прокуроров необходимо постоянное совершенствование профессиональных навыков, честность, неподкупность и преданность закону. Профессионализм и честность являются основополагающими принципами деятельности прокуратуры и гарантируют доверие со стороны общества.
Заключение
Прокуратура России играет важную роль в обеспечении законности и защите прав граждан. Ее сотрудники каждый день работают на благо общества, соблюдая законы и принципы правосудия. Профессионализм, честность и преданность закону являются основой успешной деятельности прокуратуры.
Прокурор и его функции
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.
Полномочия прокурора:
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе вступить в дело в любой стадии процесса.
- В ходе судопроизводства прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление на незаконное или необоснованное судебное решение.
- Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
- Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них законодательством.
Россия и Алжир: стратегическое партнерство
Игорь Краснов отметил, что отношения двух стран характеризует стратегическое партнерство. Во время своего визита в Алжир, генеральный прокурор России подписал протокол о сотрудничестве с министром юстиции Алжира. Документ определяет приоритетные направления совместной работы и дает возможность работникам министерства участвовать в обучающих мероприятиях в Университете прокуратуры России.
Борьба с терроризмом и преступностью
Краснов подчеркнул важность противодействия терроризму, экстремизму и организованной преступности. Россия и Алжир также разработали международную конвенцию о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях под эгидой ООН. Получившая согласие обеих сторон на заключение, конвенция будет важным шагом в борьбе против преступности.
Заключение
Сотрудничество между Россией и Алжиром в области правосудия и правоохранительных органов продолжает укрепляться, что способствует более эффективной борьбе с преступностью и защите законности.
Автор: Профессиональный SEO копирайтер
История Российской прокуратуры
Учреждение прокуратуры в начале XVIII века
12 (23) января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. Основной задачей было уничтожить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония. Первым генерал-прокурором Сената был граф Павел Иванович Ягужинский.
Прокуратура в XIX веке
С 1802 года прокуратура стала частью Министерства юстиции, а министр юстиции по должности также стал генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года
Судебная реформа установила разделение власти обвинительной и судебной. Основные начала судебных преобразований определили важность прокуроров при судебных местах.
Преобразования в начале XX века
В ноябре 1917 года существовавшие до революции суды и институты судебных следователей были упразднены. Их функции взяли на себя народные суды, а также революционные трибуналы.
Образование Государственной прокуратуры
В мае 1922 года было принято первое Положение о прокурорском надзоре, учреждая Государственную прокуратуру. Прокуратура Верховного суда СССР была образована в ноябре 1923 года, получив право законодательной инициативы и совещательного голоса.
Развитие Прокуратуры в СССР и России
Положение о прокуратуре СССР
Положение о прокуратуре СССР, принятое ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 года, определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа и упразднило прокуратуру при Верховном суде СССР. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, президиуму ЦИК СССР и Совнаркому СССР. Нормативным актом образовывались военная и транспортная прокуратуры; закреплялись организационно-распорядительные полномочия Центрального аппарата прокуратуры СССР.
Конституция СССР 1936 года
Конституция СССР 1936 года установила, что высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, их должностными лицами и гражданами СССР возлагается на прокурора СССР; аналогичную функцию на генерального прокурора СССР возложило Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое в мае 1955 года указом Президиума Верховного Совета СССР.
Развитие во время Великой Отечественной войны
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года О военном положении, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад в связи с началом Великой Отечественной войны. Кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Установление звания Генерального прокурора и новые полномочия
Верховный Совет СССР в марте 1946 года принял Закон СССР О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР. Первым главным прокурором страны, назначенным на должность генерального прокурора СССР, стал К. П. Горшенин.
Принятие закона о прокуратуре Российской Федерации
После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый закон Российской Федерации О прокуратуре Российской Федерации. В принятом в 1992 году законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, закреплён надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
С 2011 года прокуратура Российской Федерации не осуществляет предварительное расследование уголовных дел, ранее отнесённых к подследственности прокуратуры уголовно-процессуальным законодательством и законом «О прокуратуре Российской Федерации» в первоначальной редакции, и не имеет в своём штате следователей. Функции по осуществлению предварительного расследования указанных уголовных дел были переданы Следственному комитету Российской Федерации (в 2007—2011 гг. — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации), являющимся самостоятельным федеральным государственным органом.
И.Краснов Краснов Игорь Викторович : Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
В.Путин: Игорь Викторович, по результатам работы Вы хотели рассказать? Пожалуйста, прошу Вас.
По результатам работы за полугодие многим прокурорам даны дополнительные целевые поручения – проведение надзорных мероприятий, устранение нарушений – с учётом специфики и ситуации в каждом конкретном регионе нашей страны.
В преддверии единых дней голосования мы следили за строгим соблюдением избирательного и иного законодательства в целях профилактики возможных правонарушений, а в случае их выявления – и оперативного устранения.
Одновременно мы реагировали на острые социальные проблемы в обществе, которые, как известно, в этот период могут стать дестабилизатором общественной обстановки. Под нашим контролем находились вопросы соблюдения законодательства в отношении пенсионеров, детей, детей-сирот, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, многодетных семей.
В круглосуточном режиме мы мониторим ситуацию с соблюдением законодательства в отношении военнослужащих, мобилизованных и членов их семей по предоставлению соответствующих мер поддержки от государства. Реагировали на случаи неоказания и оказания некачественной медицинской помощи раненым, отказов в средствах реабилитации, отказов в выплатах медицинских страховок в связи с гибелью военнослужащих и мобилизованных их семьям. Тысячи исполнительных производств в отношении мобилизованных приостановлены, всем им предоставлены «кредитные каникулы». И эта работа в дальнейшем будет продолжена, Владимир Владимирович.
В настоящее время в органы прокуратуры поступило порядка четырёх миллионов обращений граждан. Как я Вам уже ранее докладывал, они все рассматриваются нами комплексно для выявления системных проблем, чтобы мы могли их оперативно разрешить и, соответственно, снизить социальное напряжение в обществе.
По Вашему, Владимир Владимирович, поручению в этом году проведена комплексная проверка в сфере соблюдения законодательства в области электроэнергетики, газоснабжения, а также качественного обеспечения населения электроэнергией. По её результатам за этот год из тарифов ресурсоснабжающих организаций как необоснованные исключены траты на сумму более пяти миллиардов рублей, а это те денежные средства, которые, по сути, лежали на плечах населения.
Кроме того, удалось снизить средствами надзора тарифные показатели на последующие два года на сумму более четырёх миллиардов рублей. По причине предоставления некачественной электроэнергии в 23 регионах нашей страны пересчитана оплата для населения.
В.Путин: Что значит «некачественной электроэнергии»?
И.Краснов: Это значит перебои с электроэнергией.
Кроме того, причиной повсеместного реагирования прокуроров послужили несоблюдения сроков и отставание от графиков ремонта коммунальной инфраструктуры. Мы зафиксировали низкие темпы вовлечённости коммунальной инфраструктуры в концессионный оборот, поэтому прокуроры все ориентированы проверить концессионные договоры, особенно те, которые заключены на длительный период времени, к примеру до 2050 года, а также условия заключения концессионных договоров. К примеру, в некоторых концессионных договорах предусмотрено осуществление ремонта коммунальной инфраструктуры не ранее 2042 года. Поэтому прокуроры будут заниматься всеми этими проблемами, будем реагировать.
И.Краснов: Не предполагалось ремонта, да, к сожалению.
Мы продолжали надзорное сопровождение национальных приоритетных проектов. К сожалению, во многих регионах нашей страны, а их 80, были выявлены хищения, а также сопутствующие им должностные преступления. По нашим материалам возбуждены сотни уголовных дел, эту работу будем продолжать.
Средствами надзора удалось завершить ремонт и строительство более 50 социально значимых объектов в стране. Кроме того, удалось помочь ввести в эксплуатацию дорогостоящее оборудование в школьных и медицинских учреждениях.
Для снижения нагрузки на врачей, Владимир Владимирович, по нашему предложению в 34 регионах нашей страны осуществлён переход от многочисленных информационных систем к единой региональной информационной системе, что позволило увеличить время общения врачей с пациентами и, соответственно, снизить время для составления соответствующих отчётов.
В период подготовки и проведения летней детской оздоровительной кампании прокурорами пресечено свыше 12 тысяч нарушений, которые касались несоблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных требований. Были нарушения, связанные с организацией питания, доставкой детей к месту отдыха и обратно. Жёстко реагировали на случаи выявления инфекций, массовые отравления детей в местах их отдыха. Эту работу будем продолжать.
1 сентября текущего года многие прокуроры посетили торжественные мероприятия в школах и высших учебных заведениях. Этому предшествовала большая работа по контролю за своевременным завершением ремонта, строительством и введением в эксплуатацию школ.
В зоне нашего постоянного внимания оставались вопросы снижения административного давления на бизнес. Мы уже приступили к формированию планов проверок на 2024 год. Безусловно, приложим все усилия, чтобы проверок было как можно меньше. Самым главным, ключевым критерием у нас остаётся принцип непроведения проверок на неопасных объектах. Безусловно, мы понимаем, что каждый выход контролёров необходимо рассматривать с учётом имеющихся рисков.
Большая работа также проделана, Владимир Владимирович, в сфере надзора за транспортом. В период проведения специальной военной операции под контролем прокуроров находились вопросы безопасности, а также надёжного функционирования транспортной инфраструктуры.
Кроме того, средствами надзора мы продолжали смотреть за реализацией проектов строительства морских портов и соответствующей инфраструктуры. Смотрели, чтобы бюджетные денежные средства были потрачены по целевому назначению и, соответственно, вся инфраструктура вводилась в сроки, предусмотренные в соответствии с законом и договорными обязательствами.
В рамках деофшоризации российской экономики, а также защиты интересов государственной собственности судами удовлетворено свыше 24 тысяч наших исков, касающихся незаконной утраты государственной собственности на сумму более 187 миллиардов рублей. Средствами надзора мы также добились выхода из-под иностранного контроля ряда ключевых стратегических предприятий, которые имеют существенное значение для экономики и безопасности нашей страны.
В целом прокуроры ориентированы на реагирование в социальных и экономических направлениях развития нашей страны, безусловно, с учётом геополитической обстановки и обстановки извне.
Под нашим контролем также находились вопросы соблюдения жилищного, трудового и пенсионного законодательства, а также вопросы соблюдения законодательства в области экологии и информационной безопасности. Координируем работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью, коррупцией, экстремизмом и терроризмом.
Безусловно, все эти вопросы, Владимир Владимирович, не решить без профессиональных кадров в прокуратуре, в том числе в наших новых регионах.
С 1 сентября текущего года в городе Луганске начал свою работу филиал Университета прокуратуры Российской Федерации, где мы уже готовим специалистов как по программам высшей школы, так и, соответственно, там будут проходить и уже проходят повышение квалификации работники прокуратуры из новых регионов.
В.Путин: Игорь Викторович, я знаю, что Вы много делаете для соблюдения законности в оборонно-промышленном секторе, за что хочу Вас отдельно поблагодарить и выразить надежду на то, что эта работа, так же как и работа по другим направлениям, в том числе по соблюдению законных прав и интересов граждан в социальной сфере, будет продолжена.
И.Краснов: Спасибо, Владимир Владимирович. Безусловно.
Классные чины и воинские звания
Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре присваиваются следующие классные чины:
Младший начальствующий состав Старший начальствующий состав
Погоны кповседневнойформе одежды
Классный чин Младший юрист Юрист 3-го класса Юрист 2-го класса Юрист 1-го класса Младшийсоветник юстиции Советник юстиции Старшийсоветник юстиции
Высший начальствующий состав
Классный чин Государственный советник юстиции3-го класса Государственный советник юстиции2-го класса Государственный советник юстиции1-го класса Действительный государственныйсоветник юстиции
Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование. Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3-го класса.
С 2014 года лица, не имеющие высшего образования, не могут быть приняты на должности прокурорских работников.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.
Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.
Система и структура прокуратуры
Прокуратура в системе органов исполнительной власти.
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов Российской Федерации и иные приравненные к ним прокуроры (например военные прокуроры) назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с Советом Федерации. Прокуроры городов и районов и приравненные к ним, назначается генеральным прокурором РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены следующие должности:
В Генеральной прокуратуре Российской ФедерацииГенеральный прокурорПервый заместитель генерального прокурораЗаместитель генерального прокурораПомощник заместителя Генерального прокурора Российской Федерации (по особым поручениям)Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)Советник Генерального прокурора Российской ФедерацииСтарший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурахПрокурорПервый заместитель прокурораЗаместитель прокурораСтарший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений)Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники и старшие помощники прокурора по особым поручениям)Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурахПрокурорПервый заместитель прокурораЗаместитель прокурораНачальник отделаСтарший помощник прокурораПомощник прокурора
Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней не является процессуальным лицом.
Направления деятельности прокуратуры
Здание прокуратуры Свердловской области, Екатеринбург, март 2017 года
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов:
Другие направления деятельности прокуратуры:
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.