Прокурорские постановления

Прокурорский надзор

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 августа 2019 года; проверки требуют 13 правок.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Прокурорский надзор в России

Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности.

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими , осуществляемый органами прокуратуры;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, постановление. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

Протест прокурораПравить

Прокурор или его заместитель имеют право приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурораПравить

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурораПравить

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах исполнения постановления сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения законаПравить

  • Конституция Российской Федерации : принята 12.12.1993. — Судебная власть.
  • ФЗ 2202-1 от 17.01.1992, Рзд. 3.
  • КоАП РФ, Ст. 25.11.
  • «Генпрокуратура переадресовала жалобу Голунова» Архивная копия от 23 февраля 2020 на Wayback Machine ria.ru, 03.02.2020
  • «Прокуратура извинилась перед Голуновым за уголовное преследование» Архивная копия от 26 февраля 2020 на Wayback Machine «РБК» от 05 февраля 2020.
  • Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

ЛитератураПравить

  • Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1.
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 №174-ФЗ.
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 №138-ФЗ.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ.
  • Жогин, Н. В. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. — М. : Изд-во юридидической литературы, 1968. — 264 с.

Федеральный закон от 17. 1992 N 2202-1 (ред. от 29. 2022) “О прокуратуре Российской Федерации” (с изм. и доп. , вступ. в силу с 09. 2023)

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Организации выписано предписание Прокуратуры. Организация не исполняет данное предписание. Но и Прокуратура не контролирует его исполнение. Вижу источником проблемы именно отсутствие контроля со стороны Прокуратуры. Как и на основании какого документа законодательному документу заставить Прокуратуру проконтролировать исполнение предписания Организацией?

Обратитесь с письменным заявлением , изложите что несмотря на вынесенное предписание прокуратуры, оно не исполняется

Как выполнить предписание прокуратуры?

Прокуратура, рассмотрев жалобу нашей организации, выдала предписание администрации города по устранению нарушений, но администрация предписание прокуратуры проигнорировала, прокуратура тоже никак не контролирует исполнение своих предписаний, какой документ нам написать и куда, чтобы это предписание было выполнено.

так в прокуратуру РФ

Организация подала в прокуратуру жалобу на действия администрации города, Прокуратура решила дело в нашу пользу,

Организация подала в прокуратуру жалобу на действия администрации города, Прокуратура решила дело в нашу пользу, выдала администрации предписание устранить нарушения законодательства, но администрация предписание не выполняет, прокурские работники тоже бездействуют, как нам заставить выполнить предписание прокуратуры администрацию. Куда обращаться?

Пишите в прокуратуру (ст.10 Закон О прокуратуре)

Прокуратура должна контролировать выполнение своих же

предписаний.Прокуратура вправе привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц

Возможно ли в гражданском судопроизводстве истребовать результаты прокурорской проверки.

В организации прокуратура провела проверку по заявлению физ. лица о нарушении его трудовых прав. Физ лицо это не работает в этой организации. Прокуратура запросила документы и вызывала представителя дать посинения. Кроме запроса о предоставлении документов Организация от прокуратуры не получала, в том числе о результатах проверки. По телефону в прокуратуре нам сказали что они нам не должны ничего давать. Сейчас это физ. лицо подало на нас в суд. Можем ли мы получить в прокуратуре результаты проверки для представления в суд? Если можем на каком основании? Как это сделать, обращаться с запросом в прокуратуру или ходатайствовать об истребовании результатов в суде?

Напишите ходатайство в суд. Основание – амостоятельно Вы получить соответствующие доказательства не можете. к делу относится. Суд должен содействовать. (ст. 57 ГПК РФ)

Кирилл, по запросу суда можно будет приобщить к делу данные прокурорской проверки.

В какой срок можно обратиться с иском в суд?

Вопрос такой: МЧС выдало предписание о проведении работ до 01.03.2015 г., параллельно написала в прокуратуру заявление о подаче искового заявления в интересах нопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК, прокуратура обратилась с иском в суд об обязании выполнения работ, указанных в предписании также до 01.03.2016. МОЖЕТ ЛИ прокуратура до истечения сроков исполнения предписания обратиться в суд об обязании в проведении этих работ (при том срок тот же что и в предписании)

Разница в чем? “прокуратура обратилась с иском в суд об обязании выполнения работ, указанных в предписании также до 01.03.2016” и “может ли прокуратура до истечения сроков исполнения предписания обратиться в суд об обязании в проведении этих работ”.

Может ли руководитель в организации, на основании приказа,

Может ли руководитель в организации, на основании приказа, создать комиссию по контролю за устранением нарушения работником предписания прокуратуры? И каким нормативным актом это регулируется? (к примеру, по предписанию прокуратуры выявлены нарушения в работе методиста. Руководителем создана комиссия внутри организации по контролю за устранением данных нарушений методистом образовательного учреждения).

Больше проверок:  Опубликован план проверок организаций и индивидуальных предпринимателей на 2023 год, а Роструд опубликовал сводный план проверок работодателей на 2023 год

Да,вправе создать такую комиссию. Это определяется внутренними локальными актами организации и приказами. Удачи Вам и всего хорошего.

Как можно оспорить предписание прокуратуры?

Прокуратура города вынесла предписание городской администрации о несоблюдении закона о рекламе и правилах её размещения в соответствии с муниципальным правовым актом. Предметом предписания является баннер с поздравительной надписью от депутатов Городской Думы. Как можно оспорить предписание прокуратуры?

Подать в арбитражный суд заявление о признании предписания недействительным.

Что делать, обращаться в генеральную прокуратуру или все таки самостоятельно в суд?

Я писала заявление в прокуратуру на действия муниципальных органов. Прокуратура вынесла протест в адрес администрации. Но предписание администрацией не исполнено, в прокуратуре мне советуют обратиться в суд. Но почему я должна обращаться, а не прокуратура. Факт нарушения со стороны администрации Жилищного законодательства прокуратурой установлен. Что делать, обращаться в генеральную прокуратуру или все таки самостоятельно в суд? Подскажите!

Я бы Вам рекомендовал не тратить время, а самостоятельно обращаться в суд.

Добрый день, Кира! Прокуратура провела проверку по Вашему обращению и приняла меры прокурорского реагирования, т.е. принесла протест (ст. 23 ФЗ “О прокуратуре”).

Прокуратура обратилась бы с заявлением в суд о защите Ваших прав и законных интересов, если бы Вы относились к социально незащищенным слоям населения (инвалиды, пенсионеры и т.д.).

Прокуратура не проводит проверки по моим обращениям, только отписки

Как заставить прокуратуру провести проверку так, как этого требует закон о прокуратуре. Как наказать, что в течении ряда лет прокуратура слала отписки.

Здравствуйте, Александр! Принятые прокурором решения Вы вправе обжаловать вышестоящему прокурору, в том числе Генеральному, либо в суд.

По словам одного эксперта «АГ», Верховный Суд еще раз обозначил принципиальную правовую позицию о том, что прокурор любого уровня не может выступать в качестве квазисудебного органа, рассматривающего дела и принимающего решения, обязательные к безусловному исполнению. Другая полагает, что выводы ВС могут иметь большое значение при рассмотрении административных дел, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения требований органов, имеющих право давать обязательные указания гражданам и юрлицам, в том числе и по делам об участии в несогласованных митингах и одиночных пикетах.

Верховный Суд опубликовал Постановление от 10 февраля по делу № 89-АД21-13-К7 об обжаловании привлечения к административной ответственности по требованиям природоохранной прокуратуры, в котором напомнил о границах полномочий прокурора.

15 июля 2020 г. Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор вынес представление в адрес президента ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» Владимира Толкачёва об устранении нарушений закона в связи с самовольным использованием лесного участка. Он потребовал не позднее 20 июля рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, принять меры для устранения нарушений закона и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Представлением также предписывалось, чтобы его получатель сообщил в прокуратуру о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

В августе и октябре 2020 г. природоохранная прокуратура направила требования в адрес Владимира Толкачёва о предоставлении информации в связи с исполнением представления. Далее прокуратура сочла, что президент ПАО проигнорировал ее требования и не произвел оплату причиненного окружающей среде вреда на сумму свыше 272 тыс. руб. В связи с этим она обратилась к мировому судье, который признал Владимира Толкачёва виновным в невыполнении законных требований прокурора согласно ст. 17.7 КоАП РФ и оштрафовал его на 2 тыс. руб., поскольку направленные в природоохранную прокуратуру ответы не были подписаны лично им. Районный суд и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции поддержали постановление мирового судьи.

После изучения жалобы защитника Владимира Толкачёва судья ВС РФ Сергей Никифоров отметил, что нижестоящие инстанции фактически проигнорировали доводы о том, что представление прокурора было рассмотрено и ответы на него были даны сотрудниками, которым было дано соответствующее поручение руководителем. Так, согласно сообщению директора филиала ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» Х. от 17 июля 2020 г., прокурор Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры был извещен о месте и времени рассмотрения представления, а именно 20 июля. 5 августа, т.е. в установленный законом месячный срок, и.о. гендиректора общества Ф. сообщил прокурору о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.

В ответ на требование в адрес Владимира Толкачёва о предоставлении информации от 18 августа директор филиала ПАО 21 августа также предоставил запрашиваемую информацию. 22 октября Х. вновь предоставил запрашиваемую информацию в ответ на новое требование природоохранной прокуратуры, в котором, в частности, сообщалось, что ПАО возместило вред по претензии Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в сумме 309 тыс. руб., в доказательство этого было приложено платежное поручение. 27 октября общество вновь направило письмо с информацией в ответ на требование природоохранного прокурора от 23 октября.

«В рассматриваемом случае на представление и требования прокурора прокуратурой получены ответы, Владимиром Толкачёвым организовано предоставление истребуемой прокуратурой информации с осуществлением должного контроля. Данные обстоятельства и материалы, приобщенные к делу, должной оценки судьи районного суда не получили. В опровержение доводов заявителя жалобы судьей районного суда указано на то, что ответы на представление от 15 июля 2020 г. № 07-06-2020 и требования от 18 августа 2020 г., 20 октября 2020 г. и 23 октября 2020 г. подписаны и направлены в адрес прокуратуры лицами, на то не уполномоченными. Однако нормы, на основании которых суд пришел к выводу о том, что ответы на представление и требования прокурора должны быть подписаны и направлены именно лицом, в адрес которого они внесены, в решении от 22 марта 2021 г. не приведены, названные выше выводы суда не мотивированы», – отмечено в постановлении.

Верховный Суд подчеркнул, что районный суд не учел, что Владимиру Толкачёву вменялось непринятие мер по устранению нарушения закона, а именно неоплата вреда, причиненного окружающей среде, в сумме 272 тыс. руб. При этом представление прокурора об устранении нарушений закона от 15 июля 2020 г. не содержит требование произвести оплату вреда, причиненного окружающей среде. «Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения Владимира Толкачёва к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Органы прокуратуры в силу положений ст. 26 Федерального закона о Прокуратуре РФ не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций», – указал ВС, отменив судебные акты нижестоящих инстанций и направив дело на новое рассмотрение в районный суд.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Елизавета Любченко заметила, что в 2010 г. Верховный Суд высказал аналогичное мнение в Постановлении от 27 августа 2010 г. № 11-АД10-11, однако и после его появления имелись противоположные мнения, а суды часто вставали на сторону надзорного ведомства и относили действия субъектов права к противоправным. «Нередко в судебных процессах можно наблюдать единство позиции судов и прокуратуры. Возможно, причина этого исключительно в том, что прокурор, являющийся в определенном смысле профессиональным участником судебного процесса, наряду с судьей стремится объективно оценивать обстоятельства дела и соотносить их с нормами права, нередко и в административном производстве», – предположила она.

Больше проверок:  План проверок Федеральной федеральной службы по России на 2023 год и муниципального образования Шурышкарский район

По мнению адвоката, Верховный Суд еще раз обозначил принципиальную правовую позицию судебной власти в подобных спорах и обобщил уже имеющуюся судебную практику, свидетельствующую о том, что прокурор любого уровня не может выступать в качестве квазисудебного органа, рассматривающего соответствующие дела и принимающего решения, обязательные к безусловному исполнению. «Полагаю, что подобные судебные акты ВС свидетельствуют о стремлении исключить прямое воздействие прокурора на суд и связанные с этим возможные нарушения судебной власти», – подытожила Елизавета Любченко.

Учредитель юридической фирмы «БИЭЛ» Лариса Рябченко полагает, что постановление Верховного Суда может иметь большое значение при рассмотрении административных дел, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения требований органов, имеющих право давать обязательные указания гражданам и юрлицам, в том числе и по делам об участии в несогласованных митингах, одиночных пикетах. «В этом судебном акте поднят вопрос об обязательности проверки судом всех обстоятельств дела, оценки всех предоставленных документов, а не слепого доверия прокуратуре (органам полиции, Росгвардии – если применять аргументацию постановления к другим делам с аналогичным смыслом)», – убеждена она.

По словам эксперта, когда на одной стороне оказывается государственный орган, имеющий право давать обязательные к исполнению указания, а на другой – физическое или юридическое лицо, суды часто просто переписывают предписание, протокол об административном нарушении, не вникая в доказанность доводов органа, в компетенцию которого входит оценка законности действий иных лиц. «В рассматриваемом случае Верховный Суд указал, что суд формально сослался на неисполнение заявителем предписаний прокурора только потому, что последний счел информацию о совершенных по его указанию действиях подписанной ненадлежащими, по его мнению, лицами. В то время как по существу все предписания прокурора были выполнены», – заметила Лариса Рябченко.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий на проведение проверок и контрольных (надзорных) мероприятий в период с 10.03.2022 по 31.12.2022.

Установлено, что проведение запланированных на 2022 год контрольных мероприятий допускается только в определенных случаях в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также государственного ветеринарного контроля (надзора). При этом органы контроля (надзора) наделены правом осуществления вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки профилактического визита, от проведения которого контролируемое лицо отказаться не вправе.

Определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок. В их числе:

– непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан,

– непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Согласованию с органами прокуратуры подлежат проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.

При этом не требуют согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его Заместителя; требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия); при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Определены срок принятия решения об отмене проверок и мероприятий, подпадающих под действие документа (3 рабочих дня), и срок завершения контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, проведение которых не допускается (5 рабочих дней) с обязательным внесением сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

Установлены ограничения в части выдачи предписания (только исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства) по проверкам с непосредственным взаимодействием с контролируемым лицом.

Срок исполнения предписаний продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. При этом, контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Информация подготовлена прокуратурой

Каргасокского района Томской области

Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в условиях антикризисных мер

Одним из участников уголовного судопроизводства является прокурор, на которого возложены две основные функции:

  • надзор за соблюдением законов при проверке сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел, рассмотрении уголовных дел судами и при исполнении приговоров и иных судебных решений;
  • утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления, постановления о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера) и поддержание обвинения в суде.

В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением.

Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.

Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.

Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.

Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ. Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Больше проверок:  Фгис ерп Генпрокуратуры и Хранение и обновление статуса по бесплатному сервису ФНС (для комплектаций ЗУП, БП3, УТ, УНФ, ЭРП, УХ)

Представление прокурора по уголовному делу – это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, имеющие системный характер, адресованный руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Отличие требования прокурора от представления прокурора по уголовному делу.

Таким образом, в рамках уголовного судопроизводства основное отличие требования прокурора и представления прокурора заключается в следующем:

  • Требование прокурора вносится при установлении нарушений в рамках расследования конкретного уголовного дела, рассмотрения конкретного сообщения о преступлении и нацелено на отмену незаконного и необоснованного процессуального решения, устранение конкретных нарушений, совершение конкретных действий по устранению нарушения закона. Представление вносится при установлении нарушений, имеющих системный, общий характер, например, по результатам нарушений, выявленных при расследовании нескольких уголовных дел, и нацелено не только на устранение нарушений, но также и причин и условий, способствовавших появлению нарушений, а также на привлечение виновных лиц к ответственности.
  • Требование прокурора по уголовному делу, порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ, а представление – Законом «О прокуратуре Российской Федерации».
  • Срок рассмотрения требования и сообщения прокурору о результатах – 5 суток, а представление подлежит немедленному рассмотрению с сообщением прокурору о принятых мерах в течение одного месяца.

Немного статистики: по итогам 2018 года органами прокуратуры России направлено 294 731 требований в рамках уголовного судопроизводства, а в 2019 году – 316 820 требований. В 2018 году внесено 85 790 представлений, а в 2019 году – 86 160. То есть, требований направлено в 3.5 раза больше, чем внесено представлений.

10 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ   № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление       № 336), которым введен мораторий на проверки и иные контрольные (надзорные) мероприятия на 2022 год.

Согласно Постановлению № 336 в 2022 году не будут проводиться  плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки по видам контроля, регулируемым Федеральным законом от 31.07.2020  № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008   № 294-ФЗ    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением ограниченного перечня объектов, в отношении которых проверочные мероприятия запланированы органами Роспотребнадзора, МЧС, Ростехнадзора и Россельхознадзора.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки будут проводятся  при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Без согласования с органами прокуратуры могут быть проведены проверки:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после  10.03.2022;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после 10.03.2022  и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора;

при наступлении события, указанного в программе проверок  (при осуществлении некоторых видов контроля (надзора);

Постановление № 336 также устанавливает случаи, при которых внеплановые проверки необходимо проводить с извещением органов прокуратуры.

Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением № 336 и не завершенные на 10.03.2022, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней.

Исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и  действующих на день вступления в силу  Постановления № 336, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить в контрольный (надзорный) орган  ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания.

При  возбуждении дела об административном правонарушении не допускается применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Ограничения, установленные Постановлением № 336, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора).