Каждый государственный служащий хотя бы раз сталкивался с таким явлением, как проверка. Её основания и сроки тайной не являются, но тем не менее всегда возникает множество вопросов. Наш эксперт Татьяна Алмазова рассмотрела в статье вопросы проведения служебной проверки в отношении государственного служащего.
***
Выяснить нюансы проведения проверки, а также оценить наиболее часто встречающиеся риски вы можете благодаря справочно-правовой системе Консультант Плюс
Основания проведения проверки
Нормы федерального законодательства чётко регламентируют поводы для начала служебной проверки. При этом стоит заметить, что установлен исчерпывающий перечень, то есть трактовать норму расширительно недопустимо.
Итак, основанием для проведения служебной проверки в отношении госслужащего является заявление самого служащего или его нанимателя. Законодатель устанавливает требования только относительно формы такого заявления, его содержание ничем не регламентировано. В связи с этим полагаем, что там достаточно указать причины, которые, по мнению подателя заявления, являются достаточными для инициирования процедуры.
По нашему мнению, достаточным поводом будет являться исполнение должностных обязанностей не в соответствии с должностной инструкцией или их неисполнение вовсе. Однако, как правило, основания для проведения проверки содержатся в локальных актах нанимателя.
Процедура проверки
На основании заявления оформляется приказ, в котором непосредственно содержится информация о сроках и основаниях проводимой процедуры, а также о необходимости объяснений самого служащего и наличии оснований для отстранения от работы на период проведения проверки.
Что касается объяснительной, то форма такого документа также не утверждена. Однако она может быть установлена на локальном уровне. Кроме того, объяснительную госслужащий должен представить именно до начала проверки. Конституционный Суд указал, что объяснительная служит своего рода ознакомлением с позицией второй стороны. При этом дисциплинарный проступок может считаться совершённым, если его наличие подтверждено результатами проверки, то есть до окончания расследования вина госслужащего не считается доказанной.
Служебная проверка проводится комиссионно. В частности, в ней принимают участие представитель подразделения кадров и госслужбы, представитель юридического отдела и профсоюза. Поскольку численность комиссии нормативно не закреплена, рекомендуем включать в состав комиссии нечётное количество участников либо предоставить право решающего голоса председателю в случае равного распределения голосов. Как и всегда, из комиссии исключается госслужащий, заинтересованный в её исходе. В противном случае результаты такой проверки будут признаны недействительными.
Для принятия решения члены комиссии должны хорошо ознакомиться с обстоятельствами дела, оценить аргументы, указанные в заявлении, и по итогам проделанной работы установить факт дисциплинарного проступка или его отсутствие, вину служащего и обстоятельства, при которых он совершён. Кроме того, должен быть факт причинения вреда и его размер. Заключение необходимо подписать всем членам комиссии, кроме того, с ним необходимо ознакомить и лицо, в отношении которого проводилась проверка.
Стоит отметить, что комиссия не вправе привлечь госслужащего к дисциплинарной ответственности. Она может лишь предложить такое развитие событий, опираясь на сделанное заключение. Полномочием по привлечению к дисциплинарной ответственности обладает только представитель нанимателя. Ответственность наступает за неисполнение или недолжное исполнение своих обязанностей. Обратите внимание, что в обязательном порядке должна быть установлена вина сотрудника и соблюдён порядок проведения проверки.
программы «Юрист LIVE» наш эксперт Михаил Заплатников рассмотрел судебную практику по зарплатным спорам.
Срок проведения проверки
Проверка должна быть завершена в течение месяца со дня принятия решения о её проведении, то есть со дня издания соответствующего приказа.
Обращаем внимание, что ограничен и срок применения дисциплинарного взыскания по итогам проверки. Такой срок установлен в ч. 5 ст. 58 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и составляет 6 месяцев со дня совершения проступка. Для проступков в финансовой сфере предусмотрен специальный срок – 2 года со дня совершения. Заметим, что указанные сроки также являются пресекательными, что в первую очередь направлено на защиту интересов госслужащего и стимулирует нанимателя на более тщательный контроль.
Избежать ошибок в кадровых перестановках, а также в приеме и увольнении сотрудников поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс
Существенные нарушения при проведении служебной проверки
Результаты проверки и, как следствие, наложение дисциплинарного взыскания могут быть успешно обжалованы в суде при наличии существенных нарушений, допущенных в процедуре проверки.
Наиболее распространённым недочётом является отсутствие доказательств того, что объяснительная действительно была запрошена. В данном случае суд приходит к выводу о нарушении порядка применения взыскания и удовлетворил иск работника.
К аналогичному выводу пришёл суд и в случае, когда не был составлен акт об отказе в предоставлении объяснительной.
Кроме того, существенным признаётся нарушение и при отсутствии перечня вопросов, относительно которых требуется пояснение.
Работа комиссии также играет значимую роль. Так, неустановление значимых фактов при проведении проверки может послужить поводом для обжалования. Помимо прочего, если неясно, за какие именно деяния госслужащий привлечён к ответственности, то такое дисциплинарное взыскание, вероятнее всего, признают незаконным. Заключение комиссии должно иметь установленную форму и быть подписано членами комиссии. Отсутствие хотя бы одной подписи может служить основанием для отмены дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарным проступком не может считаться ситуация, когда госслужащий по объективным причинам не справляется со своими обязанностями. В указанном случае судом признано неправомерным привлечение к дисциплинарной ответственности.
Следующим существенным нарушением может быть признано несоответствие дисциплинарного взыскания тяжести проступка.
Итак, мы видим, что соблюдение процедуры проведения проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности играет очень важную роль. Таким образом, несоответствие оснований и сроков проведения проверки может явиться основанием для отмены дисциплинарного взыскания.
Вопрос
Какие основания и сроки проведения служебной проверки госслужащего?
Ответ
Основаниями проведения служебной проверки являются заявления самого служащего или заявление представителя нанимателя.
Татьяна Алмазова, ведущий юрист-консультант ООО «Что делать Консалт»
Если антикоррупционная тема вам интересна, рекомендуем пройти обучение на онлайн-курсе повышения квалификации «Противодействие коррупции: практические аспекты»
Перечень тестовых вопросов разработан для определения соответствия претендентов базовым квалификационным требованиям для замещения должности государственной гражданской службы в 2022 году. Пробные онлайн тесты по данному перечню можно пройти на сайте Министерства труда и социальной защиты, а также на Госслужбы.
В соответствии с инструкцией по проведению тестирования, из данного комплекса вопросов формируются тесты во всех органах государственной власти вне зависимости от должности и области профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, но возможно и добавление других вопросов, касающихся непосредственной деятельности на замещаемой должности либо специфике деятельности госоргана.
На нашем сайте вы можете бесплатно пройти онлайн тестирование отдельно по каждому разделу знаний, в данные тесты включены все актуальные вопросы, необходимые для успешной подготовки и объяснения к ним в виде ссылок на нормативно-правовые акты.
Комплекс состоит из тестовых вопросов:
Вы можете пройти в режиме экзамена (40 случайных вопросов из общего количества за 40 минут, а также присоединяйтесь к группе для совместной подготовки и общения конкурсантов!
— граждан, впервые поступающих на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба);
— граждан, ранее проходивших гражданскую службу, с даты увольнения с гражданской службы которых прошло более пяти лет.
- Целью тестирования является выявление уровня знаний у граждан, претендующих на замещение вакантных должностей гражданской службы (далее – претенденты), для дальнейшего принятия решения в рамках заседания конкурсной комиссии или рассмотрения вопроса о назначении на должность гражданской службы без проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.
- В качестве базы тестовых вопросов могут быть использованы тестовые вопросы, сформированные Минтрудом России, или иные тестовые вопросы, разработанные самостоятельно государственным органом, в том числе с использованием тестовых вопросов, сформированных Минтрудом России.
Тестовые вопросы с правильными ответами могут быть получены представителем государственного органа на руки под личную роспись у уполномоченного сотрудника Минтруда России.
- Возможность прохождения индивидуального теста в целях самопроверки обеспечена Минтрудом России в разделе «Тесты для самопроверки» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» (http://gossluzhba.gov.ru), в связи с чем рекомендуется заранее уведомить об этом претендентов.
- На основе тестовых вопросов, содержащихся в базе тестовых вопросов, сформированной государственным органом, формируются индивидуальные тесты.
Типовой тест на соответствие базовым квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы размещен на официальном сайте Минтруда России (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/2).
— на знание государственного языка Российской Федерации – русского языка;
— на знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации;
— на знание законодательства о гражданской службе;
— на знание законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
— на знания в области информационно-коммуникационных технологий.
- Время, отведенное на прохождение тестирования, составляет 40 минут.
- О дате, времени и месте проведения тестирования рекомендуется известить претендентов заранее.
Подготовка к проведению тестирования
- Допуск претендентов к тестированию предлагается осуществлять по документам, удостоверяющим их личность.
- В аудиториях для проведения тестирования рекомендуется обеспечить следующие условия:
— подготовить часы, находящиеся в поле зрения лиц, присутствующих в аудиториях;
— подготовить места для непосредственного прохождения тестирования и для личных вещей претендентов (далее – лица, участвующие в тестировании);
— создать условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей лиц, проходящих тестирование, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в случае их участия в тестировании.
- Количество, общую площадь и состояние аудиторий, предоставляемых для проведения тестирования, рекомендуется определять с учетом обеспечения его проведения в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Количество аудиторий предлагается определять исходя из общей численности лиц, участвующих в тестировании, и вместимости аудиторий. Количество аудиторий должно формироваться с учетом наполнения аудиторий, обеспечивающего комфортные условия для прохождения тестирования (не более пятнадцати человек в аудитории).
- Перед проведением тестирования лица размещаются в аудиториях в соответствии с предварительно определенным порядком.
- Каждый тестируемый обеспечивается отдельным рабочим местом, оборудованным компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого тестируемого индивидуальный набор тестов в режиме реального времени.
- На время проведения тестирования лицам рекомендуется запретить:
— иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из аудиторий материалы, содержащие информацию, полученную в ходе тестирования, на бумажном или электронном носителях.
— разговаривать между собой;
— вести какие-либо записи на бумажном или ином носителе информации, за исключением носителей информации, предусмотренных для прохождения тестирования;
— обмениваться любыми материалами и предметами между собой;
— выходить из аудитории без сопровождающего и перемещаться по ней.
В случае нарушения лицом, участвующим в тестировании, указанных запретов ему выносится предупреждение, при повторном нарушении – он удаляется с тестирования.
Если по состоянию здоровья или другим объективным причинам лицо, участвующее в тестировании, не может завершить выполнение теста, оно имеет право досрочно покинуть аудиторию.
Для указанных лиц назначается время для повторного испытания не позднее двух недель со дня проведения тестирования.
В случае неявки претендента на тестирование в связи с временной нетрудоспособностью, подтвержденной в установленном порядке, или по иным объективным причинам для указанного лица назначается время проведения тестирования в указанный срок или в течение трех дней после окончания периода временной нетрудоспособности.
- Тестирование предлагается осуществлять в форме компьютерного тестирования.
- Организаторам проведения тестирования рекомендуется запретить оказывать содействие лицам, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
- Тестируемым следует соблюдать порядок проведения тестирования и следовать указаниям организаторов в аудитории, а организаторам – обеспечивать порядок проведения тестирования.
- Перед началом проведения тестирования проводится инструктаж о порядке заполнения теста в компьютерной программе, предоставляются разъяснения по критериям подведения итогов тестирования и информация о запретах при проведении тестирования, а также дате и месте получения справки с итогами тестирования, за исключением случая, если она выдается непосредственно после окончания тестирования.
- В аудитории, в которой проводится тестирование, допускается присутствие только лиц, проходящих тестирование, организаторов, включая специалистов, осуществляющих техническое обслуживание компьютерной техники.
Особенности проведения тестирования на бумажных носителях
- В случае если проведение компьютерного тестирования не представляется возможным ввиду отсутствия компьютерной техники или по иным объективным причинам, тестирование может быть проведено в письменном виде на бумажных носителях.
- В аудиториях для проведения тестирования рекомендуется обеспечить следующие условия – организовать места для хранения тестовых заданий с ограниченным для лиц, участвующих в тестировании, доступом.
- Индивидуальные тесты на бумажных носителях нумеруются.
- Перед началом проведения тестирования раздаются индивидуальные тесты с инструкцией и иными необходимыми материалами, фиксируется информация о лицах, которым выданы конкретные индивидуальные тесты по номерам,
- При массовой сдаче завершенных индивидуальных тестов не допускается создание толпы у стола лица, принимающего указанные тесты.
- Принимая тесты, указанное лицо должно проверить соответствие номера индивидуального теста, который сдается, с номером теста, выданного лицу.
Подведение итогов тестирования
- За правильный ответ на каждый тестовый вопрос предлагается присваивать 1 балл.
- Не сдавшим тестирование предлагается признавать лицо, ответившее правильно менее чем на 20 тестовых вопросов и набравшее соответственно менее 20 баллов.
- Лицам, прошедшим тестирование, рекомендуется сообщить о результатах непосредственно в день его проведения или не позднее двухнедельного срока после его проведения.
- По итогам тестирования формируется список претендентов с количеством набранных баллов.
На сегодня эта публикация уже заработала за дочитывания
Зарабатывать
Служебная проверка проводится по заявлению госслужащего или решению представителя нанимателя.
Ее нужно провести в течение одного месяца со дня принятия решения об этом. Обратите внимание, что принять решение о проверке целесообразно с учетом срока применения дисциплинарного взыскания. Если проверка подтвердит нарушение, но срок для взыскания истечет, вы не сможете его наложить.
Для проведения проверки создается комиссия. В ней не должно быть заинтересованных лиц, иначе ее результаты будут недействительными.
По результатам проверки оформите заключение и ознакомьте с ним госслужащего. Заключение передайте руководителю госоргана, потому что только он вправе принять решение о наложении взыскания.
Основания для проведения служебной проверки
Основанием для служебной проверки является решение представителя нанимателя или письменное заявление госслужащего (ч. 1 ст. 59 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Содержание заявления законом не установлено. Если в нем будет достаточно информации для проведения проверки, рекомендуется ее провести.
В какой срок проводится служебная проверка?
Срок проверки – не более месяца со дня принятия решения о ее проведении (ч. 6 ст. 59 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Продлевать срок проведения служебной проверки или приостанавливать его не допускается.
Рекомендуется не затягивать с принятием решения о проведении проверки. Например, срок применения дисциплинарного взыскания – месяц, но он продлевается на срок проверки (ч. 4 ст. 58 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Как составить приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки?
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя (ч. 1 ст. 59 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). На практике такое решение оформляется приказом (распоряжением) о проведении служебной проверки.
На практике госслужащие кадрового подразделения готовят проект приказа (распоряжения), в который включают следующую информацию:
• Ф.И.О. и должность госслужащего, в отношении которого проводится проверка;
• основания для принятия решения о проведении служебной проверки;
• состав комиссии по проведению служебной проверки;
• поручение затребовать от госслужащего объяснения в письменной форме;
• решение об отстранении госслужащего от должности на время проверки (при необходимости).
К такому выводу можно прийти из анализа ст. 58, 59 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Регистрируясь на сайте, Вы принимаете
Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).
Еще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.
Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м – полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.
Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, – у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. “Город 812” побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.
– Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
– Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.
– И много было таких сигналов?
– За последние годы – ни одного.
– В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
– Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.
– Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?
– Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.
– Что обычно скрывают госслужащие?
– Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.
– А машины какие скрывают?
– В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.
– Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
– Из государственных служащих – выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.
– Это только чиновники?
– Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.
– А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
– В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.
– Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
– В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.
– Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
– Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.
– Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
– Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.
– Но уголовная-то ответственность возможна?
– Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.