Проверка государственным контролером

25 августа 2020

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.

Государственный документ о надзоре за соблюдением трудового законодательства утвердил  премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ. По сообщению официального сайта Правительства РФ, госнадзор будет осуществлять Федеральная инспекция труда, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов.

Надзорные структуры будут тщательнейшим образом следить за соблюдением работодателями требований охраны труда, своевременность выплаты зарплаты, периодичность обучений сотрудников и прохождение медицинских осмотров. Регулярным проверкам будут подвергаться все предприятия и организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Как правило, плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года государственными инспекторами трудовой инспекции, согласно ежегодных планов, утвержденных прокуратурой. Длительность проверки не более 20 рабочих дней.  А для малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов, и 15 часов для микропредприятий.

Внеплановые проверки проводятся по жалобам граждан о нарушении их трудовых прав работодателями, по проверке ранее выданных предписаний и при несчастных случаях или авариях на производстве.

Что могут проверять госчиновники инспекции по труду?

Пунктом 4 Положения о надзоре за соблюдением ТК определен порядок федерального государственного надзора в сфере трудового законодательства за соблюдением работодателями в процессе ведения ими своей деятельности требований охраны труда

В п. 4 Положения особо выделены такие аспекты госнадзора, как:

– сроки выплаты заработной платы;

– оформленные трудовые договора и трудовые книжки;

– соблюдение государственных нормативных требований в области охраны труда;

– выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе госнадзора нарушений;

– наличие и сроки проведения инструктажей по охране труда, электробезопасности;

– наличие заключительного акта по медосмотрам;

– наличие результатов специальной оценки;

– наличие пакета документов по охране труда, в том числе удостоверений по охране труда;

– наличие приказов и инструкций по охране труда.

Все ли организации могут попасть под плановую проверку, проводимую трудовой инспекции?

Да, ВСЕ! Для проведения плановой проверки нужны следующие причины:

1) Прошло 3 года со дня государственной регистрации фирмы.

2) После последней плановой проверки прошло 3 года.

3) Либо с начала фактического ведения работодателем предпринимательской деятельности прошло три года.

Что может служить поводом для внеплановой проверки?

1) заявление работника, поступившее в инспекцию или прокуратуру о нарушении работодателем его трудовых прав;

2) запрос работника с требованием о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

3) заявление о фактах нарушения основных требований трудового законодательства со стороны работодателя (нарушение требований охраны труда, которые повлекли и ли могут повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников).

Может ли работодатель получить информацию у проверяющего – от чьего имени была получена жалоба в трудовую инспекцию? Согласно, закону анонимные обращения не рассматриваются трудовой инспекцией. А значит, работник обязан указывать в жалобе свои данные, а именно ФИО, адрес регистрации, а также телефонный номер. Если заявитель хочет сохранить данные о себе в тайне (сделав соответствующую запись в заявлении), то инспекторы обязуются действовать конфиденциально. Это право закреплено в статье 358 ТК РФ. И внеплановая проверка предприятия должна быть проведена таким образом, чтобы никто не догадался с чей именно подачи она запланирована.

Что проверяет пожарный инспектор МЧС? Какие документы надо предъявлять при проверке МЧС ?

Проверки инспектора МЧС могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием для внеплановой проверки МЧС может стать:

1. истечение срока исполнения выданного ранее предписания МЧС

2. поступление в органы МЧС информации о следующих фактах:

– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Основанием для внеплановой проверки может стать жалоба. Действия инспектора госпожнадзора в этом случае согласуются с прокуратурой.

Плановые проверки пожарной инспекцией осуществляются не чаще одного раза в 3 года. И не раньше 3-х лет с момента образования предприятия. О плановой проверке по пожарной безопасности руководитель предприятия должен быть уведомлен письмом не меньше чем за 3 дня до её начала..

Больше проверок:  Проверка кассы в регистре фнс

Какой срок длится пожарная проверка?

Проверка пожарной безопасности не может длиться более 20 рабочих дней. На предприятии до 15 рабочих мест в штате, проверка не может превышать 15 часов. В организации с 100 штатных рабочих единиц – не дольше 50 часов.

Что проверит пожарный инспектор в первую очередь?

1. Первичные средства пожаротушения, а также документацию по пожарной безопасности, а это-приказы о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность инструкции, журнал инструктажей и наличие удостоверения о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму.

2. Наличие журнала учета огнетушителей, паспортов на них и самих огнетушителей.

3. Важный такой документ-Акт испытания противопожарного водопровода и наличие пожарных рукавов в пожарных щитах.

4. Договор на обслуживание пожарной сигнализации и систем оповещения.

5. Проектную документацию на пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, наружного и внутреннего противопожарного водопровода.

6. Акт на огнезащитную обработку стропильной системы чердака и других горючих материалов.

7. Протоколы и акты повышения пределов огнестойкости и работ по огнезащите металлических конструкций и косоуров лестниц.

8. Акты проверки и обследования вентиляционных, дымовых и газовых каналов. 9.Протоколы замера сопротивления изоляции.

10. Акты и протоколы испытания противопожарных наружных лестниц и ограждений кровли здания.

11. Расчеты категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности для производственных, складских помещений, кладовых.

12. Наличие планов эвакуации при пожаре.

13. Документацию на противопожарные двери, противопожарные окна, противопожарные ворота, противопожарные шторы и люки.

14. Сертификаты на материалы используемые при отделке помещений.

15. Состояние и размеры путей эвакуации.

16. Расчет пожарных рисков.

По окончании проверки пожарной инспекции выдаётся акт или предписание в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности.

Штрафы за нарушения пожарной безопасности для юридических лиц составляют: от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб., а индивидуального предпринимателя – предупреждение и штраф от 6 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

– в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений;

Проведение независимых оценок пожарного риска (пожарный аудит) исключает предприятия из списка плановых проверок.

Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Приказ МЧС России № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

Проверка наличия предприятия в планах проверок

Генеральная прокуратура Российской Федерации:
http://plan.genproc.gov.ru/plan2016/

Государственная инспекция по труду по Самарской области:
http://git63.rostrud.ru/plan/

Проверки учреждения органами Госнадзора

Результаты плановой выездной проверки Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области

Результаты проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области

Результаты проверки ГУ МЧС России по Смоленской области

Результаты проверки Прокуратурой Духовщинского района

Результаты проверки федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Результаты проверки Департамента  Смоленской области по образованию и науке

Результаты проверки Департамента Смоленской области по социальному развитию

Результаты проверки федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управление по Брянской, Смоленской и Калужской областям. (Россельхознадзор)

Результаты проверки государственной инспекции труда в Смоленской области.

Результаты проверки управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области.

Результаты проверки главного управления МЧС России по Смоленской областиуправление надзорной деятельности профилактической работы ярцевского, Духовщинского и Кардымовского районов.

Результаты проверки главного управления МЧС России по Смоленской области управление надзорной деятельности профилактической работы Ярцевского, Духовщинского и Кардымовского районов

Результаты проверки фондом социального страхования Российской Федерации

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:

  • выездное обследование;
  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейд;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Закона о госконтроле).

Стоит отметить, что определения понятия “контрольно-надзорное мероприятие” в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Больше проверок:  Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (в редакции от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:

  • мероприятия со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами, включая дистанционное взаимодействие;
  • мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).

Особенности правового регулирования

Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

Контрольные (надзорные) действия

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

  • осмотр (визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • досмотр (визуальное обследование помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • опрос (получение инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией);
  • получение письменных объяснений (запрос инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями);
  • истребование документов (предъявление (направление) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий);
  • отбор проб или образцов (изъятие (выборка) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных или дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для их направления на испытания или экспертизу в контрольный (надзорный) орган или экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • инструментальное обследование (совершается инспектором или специалистом по месту нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица либо по месту нахождения производственного объекта с использованием спецоборудования или технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • испытание (действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, его структурного подразделения с использованием специального оборудования или технических приборов для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • экспертизу (проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • эксперимент (использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), тест-заданий, тест-ситуаций).
Больше проверок:  Сервис смэв что это

Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

2021,
государственное управление,
государственный контроль (надзор),
ИП,
МСБ,
правоприменение,
проверка документов,
проверки организаций и ИП,
регуляторная гильотина,
юрлица,
Минэкономразвития России,
Алексей Херсонцев

Неправильное указание в ЕРКНМ вида государственного надзора не является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки

12 июля 2022

Организация не смогла отменить результаты “санитарной” проверки, которая была отражена в ГИС ЕРКНМ как проверка в рамках “федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей” (санитарными инспекторами проверялось бюро МСЭ).

Бюро пыталось оспорить результаты плановой проверки Роспотребнадзора, ссылаясь на следующие процедурные нарушения:

Однако суды не усмотрели нарушения в дефектах оформления спорного КНМ:

  • согласно информации, размещенной на официальном сайте Генпрокуратуры РФ, спорная проверка включена в План проверок на 2021 год – месяц начала проведения проверки июль 2021 года; форма проведения – выездная проверка; вид надзора – федеральный государственный санитарно-эпидемиологический; основание проведения – истечение периода со дня окончания проведения последней плановой проверки;
  • проведение указанной проверки согласовано с прокуратурой области;
  • согласно решению о проведении плановой выездной проверки, копия которого получена Бюро, проверка проводилась в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • сведения о спорном КНМ размещены в ЕРКНМ до начала его проведения, копия решения направлена в адрес Бюро нарочным и получена заблаговременно;
  • Роспотребнадзор обеспечил размещение документов, касающихся выездной проверки, в том числе решение о ее проведении, в ЕРНКМ в соответствии с требованиями ст. 19, ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле, Правилами формирования и ведения ЕРКНМ № 604 накануне проверки;
  • таким образом, довод Бюро о проведении проверки с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), а именно в связи с отсутствием основания проведения КНМ и отсутствия согласования с прокуратурой признается необоснованным;
  • отражение во ФГИС ЕРКНМ такого вида проверки в отношении Бюро, как “федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей” вместо “федеральный государственный санитарно-эпидемиологический” не является грубым нарушением порядка проведения проверки и не влечет недействительность ее результатов, поскольку информация о проведении проверки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) размещена в установленном порядке, о ее проведении учреждение уведомлено;
  • кроме того, ни до проведения проверки, ни во время ее проведения, ни по ее завершении у Бюро не имелось сомнений в отношении вида государственного контроля (надзора), а также в отношении оснований его проведения и согласования с органом прокуратуры (Постановление Четырнадцатого ААС от 21 июня 2022 г. № 14АП-3333/22).