Служба надзора также Полномочия инспекторов государственного контроля (надзора) с 2021 года

Служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (за исключением системно значимых кредитных организаций) для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Задачей службы является осуществление постоянного надзора за соблюдением поднадзорными кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, а также своевременное выявление и ограничение рисков, принимаемых банками.

Для этого кураторы, назначенные в каждую кредитную организацию:

  • обобщают и анализируют всю доступную информацию о деятельности банков, в том числе данные представляемой в Банк России отчетности, для выявления проблем на ранних стадиях их возникновения, а также ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов;
  • осуществляют оценку стратегии развития и бизнес-модели банков для выявления направлений деятельности, подверженных наибольшим рискам, и формирования заключения о жизнеспособности и конкурентоспособности кредитных организаций;
  • готовят предложения о применении мер надзорного реагирования и осуществляют контроль за их исполнением.

Под надзором службы находятся кредитные организации, расположенные во всех федеральных округах Российской Федерации, что позволяет обеспечить единые подходы и стандарты надзорной деятельности на всей территории страны, повысить оперативность и эффективность надзорных действий.

Руководство Службы текущего банковского надзора и кураторы всех кредитных организаций находятся в Москве. При этом во всех регионах обеспечено присутствие сотрудников службы, которые участвуют в надзоре за деятельностью кредитных организаций, в том числе в качестве уполномоченных представителей Банка России и членов надзорных групп.

Последнее обновление страницы: 28.06.2022

Что инспектор обязан

На что инспектор имеет право

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» с 1 июля 2021 года установил в России новый подход к контрольным (надзорным) проверкам, иным мероприятиям в этой сфере. Отсюда установлены новые перечни прав и обязанностей инспектора государственного контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ, которые нужно знать, чтобы инспекторы на проверке не выходили за её рамки.

Что инспектор обязан

На основании ст. 29 Закона № 248-ФЗ у инспектора органа контроля (надзора) есть следующие обязанности:

  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы контролируемых лиц;
  • своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
  • проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами – проводить такие мероприятия и совершать действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
  • не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
  • не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц/их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (кроме тех, при проведении которых не требуется взаимодействие инспекторов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Законом № 248-ФЗ, давать консультации;
  • предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы по предмету контроля (надзора), в т. ч. сведения о согласовании его проведения прокуратурой (если такое согласование предусмотрено Законом № 248-ФЗ);
  • знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и действий по предмету такого мероприятия;
  • знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и/или документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия по предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать их соответствие тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
  • соблюдать установленные законом сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения действий;
  • не требовать документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законом либо которые есть в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.
Больше проверок:  Система есиа что это как зарегистрироваться

На что инспектор имеет право

Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий может:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты (если иное не предусмотрено федеральными законами);
  • знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в т. ч. в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  • требовать от контролируемых лиц, в т. ч. руководителей и других работников письменных объяснений по фактам выявленных нарушений обязательных требований, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
  • знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц – в части предмета и объема контрольного (надзорного) мероприятия;
  • составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и/или работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
  • выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении проверяемыми выявленных нарушений и о восстановлении нарушенного положения;
  • обращаться к полиции за содействием, если инспектору оказывают противодействие или угрожает опасность;
  • совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.

Перечисленные права и обязанности инспектора также находят отражение в Положении о соответствующем виде контроля с некоторой их детализацией.

В этой статье рассказываем про контрольно-надзорные органы и должностные лица органов контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ, который ввёл новый подход к контрольно-надзорной деятельности при проверках и его регулированию.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).
Больше проверок:  Надзорная деятельность органов прокуратуры и контрольных органов (надзора) и их инспекторов с 2021 года

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Также см. “Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения“.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:

  • Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  • Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

Также см. «Что такое Положение о виде контроля с 2021 года: его структура и содержание».

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Больше проверок:  Новый перечень индикаторов риска для проверки экспертных организаций в области промышленной безопасности

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также см. «Новые принципы госконтроля и надзора при проверках с 2021 года».

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляют специалисты отдела государственного надзора и контроля Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства.

Под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии со статьей 93 Федерального закона от    Об образовании в Российской Федерации»: 

  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
  • Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее  органы по контролю (надзору) в сфере образования).
  • Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
    соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
  • соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
  • соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
  • исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
  • Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.

График консультирования должностными лицами Министерства образования и науки Челябинской области представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Анимационный ролик «О мерах поддержки российского бизнеса» (контролируемых лиц)

Служба надзора также Полномочия инспекторов государственного контроля (надзора) с 2021 года

Ответственный за направление работы