Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Кто возглавлял российскую Генпрокуратуру

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2020 года президент РФ Владимир Путин в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям. В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП. Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года. Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти – Съезда народных депутатов и ВС РФ – неконституционным. При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999). В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2019), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991). В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции. 5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября – 4 октября 1993 года. Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности “всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома”. 26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО “Лефортово” и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2019 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией. 26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о. генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск. 8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела. По данным следствия, нефтяная компания “Балкар-трейдинг”, которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет. В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам. Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ. Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля (“дело Mabetex”) и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля. В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% голосов избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Владимир Устинов (род. 1953), окончил Харьковский юридический институт, доктор юридических наук (2003). Начинал карьеру в органах прокуратуры Краснодарского края, в 1992-1997 годах был прокурором городе Сочи. В 1997 году стал заместителем генпрокурора РФ Юрия Скуратова, одновременно в 1998-1999 годах возглавлял Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. С 17 мая 2000 года по 2 июня 2006 года – генеральный прокурор РФ. Руководил расследованиями терактов в Москве и Волгодонске, гибели подводной лодки “Курск”, о контрабанде мебели в торговых центрах “Гранд” и “Три кита”, дела о захвате заложников в Театральном центре в Москве и др. Возглавлял группу государственных обвинителей в процессе над чеченским террористом Салманом Радуевым. Под руководством Устинова Генпрокуратура инициировала судебный процесс в отношении президента нефтяной компании “Юкос” Михаила Ходорковского, а также добилась экстрадиции из Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. В 2006-2008 годах Владимир Устинов занимал должность министра юстиции. В 2008 году был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий Чайка (2006 – н

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области. В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле – августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России. В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел. Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство – Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование. За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов. Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Продолжение истории после рекламы

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям. В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП. Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года. Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти – Съезда народных депутатов и ВС РФ – неконституционным. При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999). В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Больше проверок:  Государственная информационная системамаркировки товаров

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2019), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991). В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции. 5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября – 4 октября 1993 года. Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности “всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома”. 26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО “Лефортово” и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2019 года.

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией. 26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о. генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск. 8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела. По данным следствия, нефтяная компания “Балкар-трейдинг”, которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет. В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Чайка (2006 – н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области. В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле – августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России. В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел. Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство – Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование. За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов. Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Является государственной военизированной организацией. В прокуратуре России предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Северо-Западный федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации на севере и северо-западе её европейской части.

Прокуроры РФ по СЗФО

Прокурор Архангельской области

Предшественники — Владимир Бакун,

«Вологодская область»

Прокурор Вологодской области

«Калининградская область»

Прокурор Калининградской области

«Республика Карелия»

Прокурор Республики Карелия

«Республика Коми»

Прокурор Республики Коми

«Санкт-Петербург»

Прокурор Ленинградской области

Предшественники — Магомед Дибиров, Герман Штадлер, Станислав Иванов,

«Мурманская область»

Прокурор Мурманской области

Предшественники — Максим Ершов,

«Ненецкий автономный округ»

Прокурор Ненецкого автономного округа

Предшественники — Владимир Никонов,

«Новгородская область»

Прокурор Новгородской области

«Псковская область»

Прокурор Псковской области

Предшественники — Тимур Кебеков

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Центральный федеральный округ (ЦФО) — федеральный округ Российской Федерации на западе её европейской части. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Прокуроры РФ по ЦФО

Прокурор Белгородской области

«Брянская область»

Прокурор Брянской области

Предшественники — Николай Журков,

«Владимирская область»

Прокурор Владимирской области

«Воронежская область»

Прокурор Воронежской области

«Ивановская область»

Прокурор Ивановской области

Предшественники — Виктор Селюнин,

«Калужская область»

Прокурор Калужской области

Предшественники — Дмитрий Демешин, Владимир Носов,

«Костромская область»

Прокурор Костромской области

«Курская область»

Прокурор Курской области

«Липецкая область»

Прокурор Липецкой области

Предшественники — Игорь Пантюшин,

«Город Москва»

Прокурор города Москвы

Предшественники — Сергей Куденеев,

«Московская область»

Прокурор Московской области

Предшественники — Вениамин Селифанов, Александр Аникин,

«Орловская область»

Прокурор Орловской области

«Рязанская область»

Прокурор Рязанской области

Предшественники — Сергей Легостаев,

«Смоленская область»

Прокурор Смоленской области

«Тамбовская область»

Прокурор Тамбовской области

«Тверская область»

Росинский Вячеслав Всеволодович

Прокурор Тверской области

«Тульская область»

Козлов Александр Вениаминович

Прокурор Тульской области

«Ярославская область»

Прокурор Ярославской области

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Южный федеральный округ (с 13 мая по 21 июня 2000 года — Северо-Кавказский федеральный округ) — федеральный округ Российской Федерации на юге её европейской части. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Прокуроры РФ по ЮФО

Прокурор Республики Адыгея

«Астраханская область»

Прокурор Астраханской области

Предшественники — Олег Дупак,

«Волгоградская область»

Прокурор Волгоградской области

Предшественники — Владимир Чуриков,

«Республика Калмыкия»

Прокурор Республики Калмыкия

«Краснодарский край»

Прокурором Калининградской области

Предшественники — Игорь Бабаев, Леонид Коржинек

«Республика Крым»

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Прокурор Республики Крым

«Ростовская область»

Прокурор Ростовской области

Предшественники —  Дмитрий Демешин,

«Город Севастополь»

Прокурор города Севастополя

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Северо-Кавказский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа

Прокуроры РФ по СКФО

Прокурор Республики Дагестан

«Республика Ингушетия»

Прокурор Республики Ингушетия

«Кабардино-Балкарская Республика»

Прокурор Кабардино-Балкарской Республики

«Карачаево-Черкесская Республика»

Прокурор Карачаево-Черкесской Республики

Предшественники — Олег Понасенко,

«Республика Северная Осетия — Алания»

Прокурор Республики Северная Осетия-Алания

«Ставропольский край»

Прокурор Ставропольского края

Больше проверок:  Как проверить грузоперевозчика и снизить риск потери груза

Предшественники — Юрий Турыгин

«Чеченская Республика»

Прокурор Чеченской Республики

Предшественники — Михаил Савчин,

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Приволжский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, образованный указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Прокуроры РФ по ПФО

Прокурор Республики Башкортостан

Предшественники — Сергей Хуртин

«Кировская область»

Прокурор Кировской области

Предшественники — Сергей Берижицкий,

«Республика Марий Эл»

Прокурор Республики Марий Эл

«Республика Мордовия»

Прокурор Республики Мордовия

«Нижегородская область»

Прокурор Нижегородской области

«Оренбургская область»

Прокурор Оренбургской области

«Пензенская область»

Прокурор Пензенской области

Предшественники — Валерий Кошлевский,

«Пермский край»

Прокурор Пермского края

Предшественники — Александр Белых,

«Самарская область»

Прокурор Самарской области

Предшественники — Мурат Кабалоев,

«Саратовская область»

Прокурор Саратовской области

Предшественники — Владимир Степанов,

«Республика Татарстан»

Прокурор Республики Татарстан

Предшественники — Кафиль Амиров

«Удмуртская Республика»

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Панов Сергей Валентинович

Прокурор Удмуртской Республики

«Ульяновская область»

Прокурор Ульяновской области

Предшественники — Валерий Малышев

«Чувашская Республика»

Прокурор Чувашской Республики

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Уральский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, в пределах Урала и Западной Сибири. Образован указом президента России от 13 мая 2000 года.

Прокуроры РФ по УФО

Прокурор Курганской области

Предшественники — Валерий Макаров,

«Свердловская область»

Прокурор Свердловской области

«Тюменская область»

Прокурор Тюменской области

«Ханты-Мансийский автономный округ — Югра»

Прокурор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Предшественники — Александр Кондратьев,

«Челябинская область»

Прокурор Челябинской области

«Ямало-Ненецкий автономный округ»

Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Сибирский федеральный округ — федеральный округ в сибирской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Прокуроры РФ по СФО

Прокурор Республики Алтай

«Алтайский край»

Прокурор Алтайского края

«Республика Бурятия»

Прокурор Республики Бурятия

«Забайкальский край»

Прокурор Забайкальского края

Предшественники — Владимир Фалилеев,

«Иркутская область»

Прокурор Иркутской области

«Кемеровская область»

Прокурор Кемеровской области

«Красноярский край»

Прокурор Красноярского края

«Новосибирская область»

Прокурор Новосибирской области

Предшественники — Евгений Овчинников,

«Омская область»

Прокурор Омской области

«Томская область»

Прокурор Томской области

Предшественники — Василий Войкин,

«Республика Тыва»

Прокурор Республики Тыва

«Республика Хакасия»

Прокурор Республики Хакасия

Предшественники — Денис Попов, Виктор Ломакин,

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Прокурор Амурской области

Предшественники — Николай Пилипчук,

«Еврейская автономная область»

Прокурор Еврейской автономной области

«Камчатский край»

Прокурор Камчатского края

«Магаданская область»

Прокурор Магаданской области

Предшественники — Аркадий Умрих,

«Приморский край»

Бессчасный Сергей Алексеевич

Прокурор Приморского края

«Республика Саха (Якутия)»

Прокурор Республики Саха (Якутия)

Предшественники — Анатолий Подласенко,

«Сахалинская область»

Прокурор Сахалинской области

«Хабаровский край»

Прокурор Хабаровского края

«Чукотский автономный округ»

Прокурор Чукотского автономного округа

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Генеральная Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, выполняет иные функции, установленные законодательством России. Относится к государственным военизированным организациям, имеющим право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие. Не относится ни к одной из ветвей власти.

Руководство Генеральной Прокуратуры России

Краснов Игорь Викторович
Генеральный прокурор РФ

Буксман Александр Эмануилович
Заместитель Генерального прокурора

Винниченко Николай Александрович
Заместитель Генерального прокурора

Гринь Виктор Яковлевич
Заместитель Генерального прокурора

Демешин Дмитрий Викторович
Заместитель Генерального прокурора

Зайцев Сергей Петрович
Заместитель Генерального прокурора

Захаров Алексей Юрьевич
Заместитель Генерального прокурора

Кикоть Андрей Владимирович
Заместитель Генерального прокурора

Лопатин Геннадий Борисович
Заместитель Генерального прокурора

Петров Валерий Георгиевич
Заместитель Генерального прокурора

Пономарев Юрий Александрович
Заместитель Генерального прокурора

Разинкин Анатолий Вячеславович
Заместитель Генерального прокурора

Ткачев Игорь Викторович
Заместитель Генерального прокурора

Шишкин Николай Анатольевич
Заместитель Генерального прокурора

25 марта 2020 года На очередном пленарном заседании Совета Федерации сенаторы приняли решение освободить заместителей генерального прокурора России Гулягина Юрия Александровича и Коржинека Леонида Геннадьевича от должностей на основании их личного заявления об отставке в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Ранее, в верхнюю палату российского Парламента поступили соответствующие представления президента РФ Владимира Путина.

22 января 2020 года Совет Федерации, на пленарном заседании, освободил Юрия Чайку от должности генерального прокурора РФ. В ходе голосования один сенатор высказался против освобождения Чайки от должности, еще один воздержался. Парламентарии поблагодарили Чайку за сотрудничество, а также вклад в укрепление законности в России. На должность генпрокурора России был назначен Игорь Краснов. За его кандидатуру сенаторы проголосовали единогласно.

20 января 2020 года Президент России внес на рассмотрение Совета Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета РФ Игоря Краснова на пост генерального прокурора страны. Кроме того, Владимир Путин предложил верхней палате парламента освободить действующего главу ведомства Юрия Чайку от должности в связи с переходом на другую работу.

17 января 1992 года После распада СССР, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Документом упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, а также положения о прокурорском надзоре, утверждён приоритет за соблюдением прав и свобод граждан. В результате преобразований ведомство окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

28 мая 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.

8 мая 1722 года Петр I подписал высочайший Указ «О должности Генерал-прокурора». Он устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского.

23 января 1722 года В соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. При создании нового органа императором ставилась задача уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония.

Российский фондовый рынок насчитываем множество компаний, в акционерном капитале которых присутствует доля государства. Все мы знаем, что государственные облигационные выпуски относятся к эталону надежности. А что же в случае с акциями?

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

О преимуществах и недостатках наличия такого солидного акционера как государство ходит много дискуссий. В нашей статье рассмотрим масштаб государственного присутствия в собственности публичных компаний. Выделим ключевые особенности государственного влияния на бизнес компаний, где РФ выступает в качестве собственника, зачастую в качестве ключевого.

  • Государство как крупнейший акционер.
  • Компании с госучастием на российском фондовом рынке.
  • Плюсы и минусы участия государства в бизнесе.
  • Индексы акций государственного сектора.

Государство как крупнейший акционер

В России существует ряд стратегических предприятий, деятельность которых влияет на благосостояние государства в целом. Поэтому зачастую такие системообразующие компании находятся под контролем государства, то есть часть акционерного капитала находится в собственности РФ.

Российская Федерация может владеть компаниями как напрямую, так и через подконтрольные государству компании или органы государственной власти:

  • Центральный банк РФ.
  • Другие ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти).

Из последнего отчета Росимущества от 03.06.2022 года можем увидеть состав и структуру пакетов акций (долей), находящихся в федеральной собственности. Всего насчитывается 668 предприятий с госучастием. Доля государства в данных организациях варьируется, но однозначно то, что государство выступает в качестве мажоритария. На диаграмме ниже – данные по объему пакета акций Государства в уставном капитале данных 668 организаций:

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

БОльшая часть хозяйственных организаций принадлежит РФ через Росимущество – 563 организации.

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Компании с госучастием на российском фондовом рынке

Не все 668 компаний из отчета Росимущества являются публичными, то есть размещают свои акции на бирже. На российском фондовом рынке представлено около сорока компаний, которыми косвенно или напрямую владеет российское государство.

Как видим, из ранее представленной диаграммы, основной держатель государственного пакета акций – Росимущество. Но может быть так, когда в структуре акционеров нет госкомпаний, но государство выступает конечным бенефициаром – владеет долей акционерного капитала через цепочку компаний. Чтобы было понятнее, рассмотрим на примере НПК ОВК ПАО (Научно–производственная корпорация Объединенная Вагонная Компания). НПК ОВК ПАО – вертикально-интегрированный железнодорожный холдинг. Ниже информация о структуре акционерного капитала холдинга:

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Поэтому при анализе состава владельцев акционерных обществ введен такой показатель, как эффективная доля государства.

Эффективная доля владения ‑ это процент владения материнской компании в уставном капитале дочернего предприятия с учетом как прямого, так и косвенного владения.

Список российских компаний с государственным участием, которые имеют листинг на бирже, на конец июня 2022г. выглядит следующим образом:

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Почти 12 трлн. рублей – такая стоимость доли РФ во владения публичными компаниями, представленными на Мосбирже. Для того, чтобы понять масштаб государственного участия: капитализация Индекса Мосбиржи на последний торговый день июня 2022г. составила 11,4 трлн. руб.

Если рассмотреть долю РФ в пакете акций публичных компаний как инвестиционный портфель общей стоимостью в 12 трлн руб., то его секторальная структура будет выглядеть следующим образом:

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Наибольший размер доли в нефтегазовом секторе (67%), на втором месте – финансовый сектор (15%), а на третьем – сектор энергетики (тут энергогенерация + энергораспределение + энергосбыт) – 6%. Получается, несмотря на диверсификацию инвестиционного портфеля, идет большой перекос в сторону одного сектора, что вполне логично. Это отражает сырьевую направленность российской экономики. Отрасль нефти и газа имеет стратегическое значение для страны: углеводороды занимают основную долю в экспортных поставках, нефтегазовые компании формируют значительную долю поступлений в федеральный бюджет, из избыточных нефтегазовых доходов формируется фонд национального состояния.

А теперь рассмотрим долю государства в отдельных секторах экономики в масштабах всей страны, а точнее в масштабах всего российского фондового рынка (так как в фокус внимания принимаем публичные компании):

Больше проверок:  Полное руководство по проверке ООО на предмет исполнительного производства | Советы экспертов по SEO на странице

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Здесь картина примерно схожая с ранее рассмотренной статистикой: на фондовом рынке РФ государство имеет весомую долю в нефтегазовом, финансовом, электроэнергетическом, транспортном секторах экономики. Это не удивительно. Ведь компании данных отраслей являются системно значимыми для экономики страны.

Список российских прокуратур и компаний с госучастием на российском фондовом рынке

Плюсы и минусы участия государства в бизнесе

Государственные компании, в том числе компании, подконтрольные государству, имеют большое значение в использовании природных ресурсов страны. Деятельность таких компаний напрямую влияет на благосостояние РФ и ее население. Поэтому государство прямо или косвенно регулирует деятельность предприятий системно значимых отраслей экономики. В социально-экономическом аспекте это обосновано. Полностью частная коммерческая компания преследует только свои интересы и цели бизнеса. Организация с госучастием так или иначе должна в своих намерениях считаться и с государственными интересами.

В тесном взаимодействии государства и бизнеса есть как свои плюсы, так и минусы. Причем нет как таковых чисто положительных и отрицательных черт – у каждого положительного момента есть и обратная «сторона медали». Рассмотрим подробнее.

Среди преимуществ можно выделить следующие:

  • Дивиденды. Госучастие в акционерном капитале компании позволяет претендовать на поступление дивидендов. Дивиденды выступают одним из источников пополнения бюджета страны. Так, например по распоряжению Правительства РФ от 11.06.2021 все госкомпании обязаны направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли. В плановом бюджете РФ на 2022 год предусмотрены доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в сумме 693,0 млрд. рублей. Это несомненно положительный фактор. Если компания выплатит дивиденды государству, то и остальным инвесторам тоже.

    *Примечание. Но напомним, что дивиденды – это право компании поделиться чистой прибылью с акционерами, а не обязанность. Поэтому, на заседании акционеров выплата дивидендов, рекомендованных Советом директоров, может быть как одобрена, так и отклонена. И государство, как мажоритарный акционер, по сути, обладает ключевым правом голоса в распределении чистой прибыли. То есть рассчитывать на 100% наличие дивидендов от акций госкомпаний не стоит. «Громкое дело» с отказом ПАО Газпром выплаты дивидендов за 2021 год – яркий тому пример.

  • Привилегии для госкомпаний. Здесь имеется в виду предоставление субсидий публичным компаниям с госучастием. Например, показательным примером будет служить компания Аэрофлот, 58 % акций которой принадлежит РФ. Финансовый анализ компании показывает, что эмитент находится на грани банкротства. При этом компания выдержала коронакризис, в период которого международное воздушное сообщение было полностью заблокировано, пассажирский трафик был на критических отметках. Все дело в финансовой помощи, которая выделялась государством на поддержку ключевого российского авиаперевозчика. Без финансирования государства компания могла бы стать банкротом. То есть с точки зрения инвестиций, если деятельность компании находится в интересах государства, то вероятно, в сложной экономической ситуации можно надеяться на дополнительное финансирование в виде субсидий и других льгот. Но это не правило, не гарантия, что государственная компания не может обанкротиться! И далее этому будет пример.
  • Обеспечение сохранности национального достояния. Доля государства в компаниях РФ имеет не только финансовое значение с точки зрения пополнения федерального бюджета, но и системно значимое, социальное, поскольку многие компании из списка государственных занимают монопольную позицию и являются лидерами отрасли. Государство в числе акционеров (зачастую с крупнейшим пакетом) выступает гарантом того, что бизнес не будет распродан частным компаниям и будет продолжать функционировать, выполняя свои обязательства. Иными словами, государство как контролирующий акционер не допустит значительного участия в акционерном капитале системно значимых компаний (к примеру, Газпром, Роснефть, Сбербанк и др.) иностранных компаний или государств. В условиях стабильно напряженной геополитической обстановки иная «расстановка сил» могла бы серьезно подорвать государственный суверенитет и экономическую ситуацию в стране.
  • Государственное лобби. Для госкомпаний оно проявляется во всех сферах – в финансовой, судебной и т.д. К примеру, госкомпании имеют приоритетное положение при распределении денежных потоков для реализации национальных программ. Зачастую, именно госкомпании в числе участников проектного финансирования. Яркий пример – Ростелеком, ключевой партнер государства по реализации нацпроекта «Цифровая экономика», на реализацию которого в 2021-2023 года выделено более 500 млрд. руб. В этом пункте можно выделить и приоритетное положение компаний в разрешении корпоративных судебных споров. Пример из истории: судебный процесс между Роснефтью (государственная) и АФК Системой (частная), где последняя проиграла дело стоимостью более 100 млрд. руб.

Теперь к минусам участия государства в бизнесе:

  • Государство как ключевой акционер ставит в приоритет свои интересы интересам миноритариев. Тут снова «о наболевшем», а именно об отмене дивидендов за 2021 год ПАО Газпром. Не желая делиться прибылью с нерезидентами (а их немало в числе акционеров), государство приняло решение не выплачивать дивиденды в сумме 1,243 трлн. руб. При этом для покрытия выпавших поступления в федеральный бюджет государство повысило для данной компании налог НДПИ на 3 месяца, который по расчетам составит около 1,248 трлн. руб. То есть у государства как у мажоритария есть приоритетное право сделать «ход конем».
  • Наличие государства в числе акционеров – не гарантия защиты от банкротства. Об этом мы уже написали выше. Необязательно госкомпании с госучастием могут рассчитывать на дополнительные финансовые вливания в бизнес в случае финансовых трудностей. То есть компания с госучастием также может стать банкротом или не исполнить обязательства перед своими кредиторами. Приведем «свежие» примеры, которые на слуху у инвесторов:
  • Вопросы к эффективности компаний с госучастием. Начнем с того, что эффективный бизнес – это бизнес, который постоянно развивается и работает с положительным результатом. Напомним, что государство присутствует в числе ключевых акционеров в системообразующих компаниях экономики страны. То есть, с одной стороны, оно как совладелец бизнеса заинтересовано в выполнении «подведомственными компаниями» определенной нормы рентабельности (через поднятие цен и другие политики), а с другой стороны, государство выступает гарантом социально-экономического благополучия в стране. Чтобы было проще понять стоящую перед государством дилемму, приведем пример с компаниями энергетики: все энергосбытовые и сетевые компании вынуждены выставлять цены на свои услуги исходя из нормативных значений, установленных государством (действует тарифное регулирование). Зачастую эти цены, могут быть не рыночными и не покрывать все затраты компании. Государство индексирует тарифы, но индексирование производится в разумных пределах, чтобы не допустить наступление негативных событий в экономике.

    Или другой пример – государство обязало все госкомпании направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли. Напомним, что дивиденды – одной из направлений использования прибыли компании. Прибыль может направляться на инвестиции в развитие и рост бизнеса. Установив минимальный лимит на диввыплаты (которые в бОльшем объеме будут выплачены государству как ключевому акционеру), государство «ограничивает» для таких компаний объем CAPEX.

    Дополнительным рычагом для управления рентабельностью выступает налоговая политика, которая иногда носит точечный характер. То есть для государства бизнес, в котором оно принимает участие, выступает одновременно и активом и кубышкой, из которой можно позаимствовать дополнительные средства.

  • Пробелы с раскрытием информации. Все публичные компании обязаны публиковать отчетность с раскрытием информации о своей деятельности. Эта обязанность закреплена на законодательном уровне – ст. 30 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Но наличие у компании статуса «государственная» предоставляет особые льготы. Имея решающее влияние на бизнес компании, государство может способствовать и скрытию отчетности. Так, Правительство РФ в марте 2022 разрешило эмитентам не раскрывать отчетность до конца 2022 года. Большая часть компаний, которые отказались публиковать квартальные отчетности, относятся к госкомпаниям: Газпром, Алроса, Сбербанк, Аэрофлот, Роснефть, Транснефть и тд. Подобная мера уже применялась в 2019 году – правительство разрешало не публиковать или публиковать в ограниченном объеме информацию компаниям, попавшим под санкции, чтобы опубликованные данные не привели к введению новых мер ограничительного характера. Стабильно в составе санкционного списка – госкомпании. Собственно все то же, что мы видим сейчас в 2022 году. Напомним, что финансовая отчетность является основной аналитической базой для проведения фундаментального анализа и принятия решений инвесторов о покупке активов компании.

Как видим, есть примеры и положительного, и отрицательного влияния государственного участия в составе акционеров. Причем, как уже было сказано, один и тот же аспект влияния государства может сочетать в себе и положительную, и негативную сторону. Что это значит для инвестора? Как бы это абсурдно с первого прочтения не звучало, но ровно ничего. Акции публичной компании с госучастием – это и не плохой, и не хороший актив, так как: 1) государственное участие есть в основной части публичных компаний, причем это самые крупные компании «голубые фишки» российского рынка, круг «негосударственных» публичных компаний не так велик (и как правило, это инструменты 2 и 3 уровней листинга), 2) у государства есть достаточно рычагов влияния, в том числе, и на частный бизнес, то есть отсутствие государства в акционерах – это условный параметр. Наличие государства в числе акционеров, равно как и его доля участия – это второстепенный фактор для принятия инвестиционного решения. Инвестору важно смотреть и анализировать сам бизнес компании – насколько он успешен и финансово устойчив, есть ли перспективы у этого бизнеса для дальнейшего роста.