Зачем нужна СМЭВ
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построение которой идет в России на протяжении уже нескольких лет, должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Эти сведения органы власти должны получать друг у друга через СМЭВ.
СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций. Данное решение позволяет обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций.
Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.
Шаг №6 — предоставление доступа к тех. порталу
Для доступа к техпорталу и переходу к шагу №7 вам необходимо, в учетной записи
созданной организации перейти в раздел «Сотрудники» и добавить всех сотрудников,
которым будет необходим доступ к техпорталу. Во вкладке «Доступ к системам»,
также предоставить добавить всех сотрудников, которым необходим доступ для
управления системой. Во вкладке «Группы доступа» необходимо «присоединить»
сотрудников, которым будет необходимо управлять ИС на техпортале, а также
«присоединить» администратора ИС к «Администраторам профиля ораганизации».
Внимание: После добавления сотрудников во все группы, необходимо выйти из
техпортала и госуслуг, очистить кэш в браузере и перезайти в систему.
Задачи системы
“У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами. При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года” – Вячеслав Володин на совещении в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.
Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел “История развития СМЭВ” ниже).
Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону – передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.
Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.
3Доступ к СМЭВ для Поставщиков
Таблица – Последовательность действий при организации доступа Поставщиков к СМЭВ
Шаг №11 — заполнение и отправка заявки на промышленную среду
После получения положительного ответа о подключении к тестовой среде ЕСИА
следует аналогично шагам No6-7 направить заявку на “На подключение к
промышленной среде ЕСИА”. В бланке заявке указать номер заявки на подключение к тестовой среде.
Постановка задачи
С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство». С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.
Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия. Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.
В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.
Базовые информационные ресурсы
На федеральном уровне была проведена работа, связанная с принятием постановления о базовых информационных ресурсах, которые будут предоставлять наиболее востребованные сведения как органам федеральной исполнительной власти, так и регионам и муниципалитетам.
В сентябре 2011 г. обсуждается проект нормативного правового акта Правительства РФ, предусматривающий подходы к формированию базовых информационных ресурсов регионов и муниципалитетов. По оценке экспертов, наиболее востребованными данными, которые могли бы предоставлять регионы и муниципалитеты, являются данные из ЗАГСов, данные, связанные с выдачей разрешений на строительство, данные, связанные с выдачей социальных пособий и льгот и ряд других.
Шаг №7 — создание ИС на тех. портале
Регистрация ИС в ЕСИА необходима для дальнейшего получения доступа к сервисам СМЭВ 3.0, взаимодействующим с ЕСИА (УПРИД, Сервис регистрации пользователей и т.д.).
Зарегистрировать ИС можно через технологический портал ЕСИА. Подробную инструкцию по регистрации ИС в
ЕСИА смотрите в руководстве пользователя технологического портала: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4545/. В результате регистрации ваша информационная система заносится в реестр ИС, взаимодействующих с ЕСИА.
Внимание: При регистрации ИС в ЕСИА необходимо указать Мнемонику ИС в ЕСИА = Мнемонике ИС в СМЭВ.
Также, требуется загрузить сертификат электронной подписи системы, такой же как зарегистрирован в СМЭВ для этой системы.
- название системы – желательно использовать официальное название ИС на русском языке;
- отображаемое название – текст, который будет отображаться на форме логина ИС;
- мнемоника системы – идентификатор системы, который будет использоваться в ЕСИА;
- информация о системе – краткое описание ИС;
- URL системы – url с обязательным указанием протокола HTTP/HTTPS, например: https://esia.gosuslugi.ru/;
- Алгоритм формирования электронной подписи – GOST (как на скриншоте выше);
- URL для отправки push сообщений – оставить пустым.
- поле URL для отправки push сообщений – оставить пустым;
- «Категория информационной системы» – оставить по умолчанию, параметры «время жизни» не менять;
- данные об ответственном за эксплуатацию ИС – ответственный должен быть предварительно зарегистрирован в ЕСИА и присоединен к организации-оператору ИС в качестве сотрудника. Для выбора сотрудника достаточно ввести первые буквы фамилии, после чего будут предложены возможные варианты. Поля «адрес электронной почты» и «номер телефона» отображаются автоматически после выбора сотрудники (это служебные контакты указанного сотрудника).
После заполнения данных полей необходимо нажать на кнопку «Сохранить». Запись ИС будет добавлена в регистр ЕСИА.
Подготовка к запуску
В нашем случае, организация уже имела доступ к СМЭВ 2, была зарегистрирована в СМЭВ и имела все необходимые учётные записи. Но, как оказалось, для подключения к СМЭВ 3 этого недостаточно. Для получения учётной записи СМЭВ 3 необходимо снова собрать все документы и пройти процедуру подключения. Процедура описана в на Технологическом портале СМЭВ. После успешного подключения, на электронную почту будет направлено зарегистрированное наименование участника (название организации) и мнемоника, которая понадобится в дальнейшем для настройки Адаптера СМЭВ.
Очереди сообщений и процесс взаимодействия
В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.
Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ. Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.
Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения.
На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ.
Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
- Произошло расхождение справочных данных на портале и у поставщика;
- Нужного соответствия просто нет в настройках системы поставщика.
В любом случае поставщик должен ответить на запрос так, чтобы принимающая сторона могла понять, что запрос завершился неудачно, и, возможно предпринять ответные действия. Ответ на такой запрос оформляется в специальном пакете данных со сведениями о причине отказа.
Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах.
На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.
Участники взаимодействия
Представим, что «Госуслуги» — это магазин, на витрине которого представлены сервисы для граждан и организаций. Запрос «покупателя» на услугу передаётся соответствующим органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система передаёт сообщения между порталом и ведомством.
Работа через СМЭВ происходит по протоколу SOAP (Simple Object Access Protocol — простой протокол для доступа к объектам).
Участники взаимодействия, как в магазине, делятся на поставщиков и потребителей. Поставщик — это информационная система (ИС), которая предоставляет сведения по запросу, а потребитель — система, запрашивает сведения.
Одна и та же ИС может действовать сразу в двух ролях. Например, в процессе предоставления услуги нужно уведомить портал о смене её статуса. В этом случае ИС-поставщик исполняет роль потребителя — проводит информационный обмен по статусам.
Шаг №1 — получение разрешения на использование ЦПГ в ЦБ РФ
Для получения доступа к ЦПГ, необходимо обратиться в ЦБ РФ, с просьбой
предоставить доступ к Цифровому профилю. Отправлять запрос необходимо через ЛК ЦБ РФ. Видеоинструкция по отправке запроса через ЛК ЦБ РФ доступна по ссылке. Ответ занимает до 3-х рабочих дней.
Полезные ссылки
Портал методической поддержки реализации федерального закона N210 ФЗ
Шаг №13 — Получение доступа к ВС ЦПГ через ЛК УВ
Для получения доступа к ВС ЦПГ через ЛК УВ необходимо:
1.Пройти авторизацию на сайте ЛУ УВ(сотрудник должен находиться в группе доступа к “ЛК УВ”) – https://lkuv.gosuslugi.ru/
2.В ЛК УВ основного меню выбрать пункт “Доступ к виду сведений”
3.Выбрать продуктивную среду СМЭВ
4.Необходимо выбрать вид сведений ЦПГ из списка доступных ВС.
Запрос перечня согласий пользователя ЕСИА, выданных организации – https://docs.agredator.ru/docs/services/esia/issued-person-permissions/
Запрос согласий пользователя ЕСИА от организации – https://docs.agredator.ru/docs/services/esia/claim-person-permissions/
Запрос персональных данных при наличии согласия пользователя ЕСИА – https://docs.agredator.ru/docs/services/esia/personal-data/#запрос-персональных-данных-при-наличии-согласия-пользователя-есиа
5.Выбрать версию ВС к которой вы хотите получить доступ.
6.Необходимо выбрать информационную систему для которой запрашивается доступ
к ВС.
7.Выбрать роль участника информационного взаимодействия, возможны вариации: инициатор.
8.После прохождения всех шагов получения доступа к ВС ЦПГ, нужно подтвердить процедуру подтверждения технической готовности, выбрав кнопку ”Да,уверен”
При подтверждении, воспроизводится процедура прохождения тестирования с ЛК УВ.
Шаг №5 — регистрация ИС в среде СМЭВ 3
На рабочем столе ЛК УВ запустит страницу Информационные системы / Добавление.
На странице добавления информационной системы следует заполнить:
Среда СМЭВ – нередактируемое поле;
Мнемоника – нередактируемое текстовое поле, содержит уникальную мнемонику создаваемой Информационной системы, при создании новой информационной системы, ЛК УВ автоматически создаст уникальную мнемонику Информационной системы;
Краткое наименование – текстовое поле, содержит краткое наименование создаваемой Информационной системы;
Полное наименование – текстовое поле, содержит полное наименование создаваемой Информационной системы;
Сертификат – нередактируемое поле, после загрузки на форму сертификата, в поле отображается его номер.
При выборе тестовой или продуктивной среды будет предложено скопировать ИС из другой среды. Сначала нужно создать ИС в тестовой среде. Указать необходимую информацию для заполенеия.
Далее откроется окно добавление сертификата создаваемой Информационной системы.
Необходимо загрузить сертификат вашей КЭП в окно загрузки, сертификат пройдет проврку в системе ЛК УВ.
После заполнения всей необходимой инофрмации и добавления сертификата система предложит вам подтвердить добавление системы, нужно проверить инофрмацию и нажать кнопку “Да, уверен”
После создания ИС в тестовой среде СМЭВ, нужно создать ИС в продуктивной среде СМЭВ и загрузить файл сертификата вашей КЭП по аналогии из шагов выше. ИС в продуктивной среде СМЭВ копируется из тестовой среды, при создании ИС вам предложат выбрать это действие.
Роль Минэкономразвития
На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте».
Набиуллина также отметила активное участие в межведомственном взаимодействии Росеестра. В это ведомство, по ее словам, ежегодно поступает около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы.
«Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни», – завершила Набиуллина.
Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ
Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.
Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.
Внедрение СМЭВ в регионах
Подключение к СМЭВ субъектов РФ (РСМЭВ) является вторым после федерального этапом разворачивания системы.
Виды сведений
Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.
Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020. Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение. Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.
На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов.
Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия.
Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:
Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:
На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений.
Обмен по универсальному виду сведений можно представить так:
На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:
- номер заявления портала и сведения, позволяющие определить услугу;
- целевое подразделение, к которому пользователь обращается за услугой.
Данные формы, заполненные пользователем портала, пакуются во вложение к основному сообщению.
Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.
Шаг №3 — получение КЭП в УЦ
Требуется получить средство технологической электронной подписи для
информационной системы («ключ для СМЭВ»/ «ключ Организации (ЭП- ОВ)»,
извлекаемый ключ, в сертификате которого должны быть указаны только данные
Организации), обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое
пространство доверия.
Перечень удостоверяющих центров доступен по адресу
https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/.
Это может сделать
руководитель организации через сайт Госуслуг. Для этого он должен быть
зарегистрирован на госуслугах и иметь квалифицированную электронную подпись
(КЭП) юридического лица (в т.ч. это может быть подпись ЭП-СП). За получением
средства КЭП нужно обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России
удостоверяющих центров вашего региона. При невозможности получения КЭП в УЦ, необходимо обратиться в федеральное казначейство, ЦБ РФ или федеральную налоговую службу. В зависимости от типа организации.
Внимание: полученный из КЭП сертификат, должен использоваться только в одной ИС в СМЭВ и только для работы с сервисом ЦПГ и ЕСИА, при необходимости работать с другими СМЭВ сервисами, нужно будет создать отдельную ИС в СМЭВ, и выпустить отдельный сертификат
Штрафы для чиновников
- Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то `контора` должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером. А чиновники будут нести ответственность за неисполнение своих функций в рамках межведомственного взаимодействия. Соответствующие поправки будут внесены в законодательство.
- В сентябре 2011 г. в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, внесенный Правительством РФ, в соответствии с которым предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки касаются установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих порядок предоставления государственных услуг.
«Эта норма необходима, потому, что административные регламенты, принимаемые органами власти, не всегда исполняются надлежащим образом. Но также эти нормы необходимы и с точки зрения установления ответственности, связанной с организацией межведомственного взаимодействия. В частности, законопроект предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления госуслуг и в этом смысле если сроки нарушаются по вине должностного лица, которое не ответило на межведомственный запрос, то оно должно быть привлечено к ответственности», – отметил в своем выступлении директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.
С точки зрения меры ответственности предполагается, что это будут штрафы для чиновников, нарушающих сроки оказания госуслуг. В названном выше законопроекте существует подход, когда эти штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь также есть один нюанс. Он касается возможности установления мер ответственности в региональных законах. Сейчас региональные органы власти занимаются разработкой аналогичных правовых актов на местном уровне, предусматривающих ответственность региональных и муниципальных административных регламентов.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляется две статьи. Новые статьи это Ст. 5.60. «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг» и Ст. 19.33. «Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия».
Выдержки из проекта