Проверка заказчиков на наличие противоправной деятельности
Проверкой заказчиков на наличие противоправной деятельности занимается Генеральная прокуратура. Проверка проводится тщательно: нарушение на любом этапе, начиная с составления плана и заканчивая исполнением контракта, может привести к административной и даже уголовной ответственности.
Подготовка к прокурорским проверкам
В рамках контрольных (надзорных) мероприятий государственные инспекторы выявляют в деятельности природопользователей несоблюдение установленных экологических требований, нарушение правил водопользования или требований к охране атмосферного воздуха, ошибки при разработке природоохранной документации или ее отсутствие и ряд других. Выявляемые нарушения зависят от специфики деятельности проверяемого лица.
Контролируемое лицо имеет возможность пройти самообследование по чек-листам, которые применяются в рамках плановой проверки. Чек-листы размещены в открытом доступе и утверждены.
Профилактика основных ошибок природопользователей при проведении проверок
Даже при продлении моратория на плановые проверки, природопользователям важно понимать, как действовать при визите представителей Росприроднадзора. Эксперты делятся советами о том, для кого сохраняются плановые проверки, что важно учесть при их прохождении, где посмотреть перечень плановых проверок и как провести самообследование.
Основания для прокурорского надзора в сфере закупок
Прокуратура осуществляет контроль исполнения Конституции РФ. Надзор за исполнением положений 44-ФЗ и 223-ФЗ входит в юрисдикцию прокуратуры.
Для оперативной информации о новостях и изменениях в законодательстве следите за нашим Telegram-каналом и группой ВКонтакте.
Профилактика правонарушений — одно из основных обязанностей прокуратуры. В законе Об основах системы профилактики правонарушений в РФ утверждены некоторые из полномочий государственного органа. Прокуратура может использовать различные средства для исполнения обязанностей, в том числе проводить мониторинг, выявлять лиц, склонных к нарушениям, а также выявлять и устранять причины и условия, приводящие к правонарушениям. Полный список изложен в ст.6 Федерального закона N 182-ФЗ.
Когда дело касается сферы закупок, средствами получения информации для прокуратуры являются: официальный сайт zakupki.gov.ru, публикации в СМИ, обращения, базы данных и т.д. Но главный источник достоверной информации об участниках — контрольные мероприятия. Именно во время их проведения прокурор может получить наиболее полные сведения о заказчике и удостовериться, что он соблюдает законы.
Основания для проведения проверки
Как уже было сказано, прокуратура может проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводят в соответствии с составленным заранее графиком. С внеплановыми проверками сложнее: их могут провести в любой момент, если есть основания для такой проверки — жалобы, обращения или любая другая информация.
Основания для проведения внеплановой проверки — это жалобы на заказчиков, соответствующие обращения или информация о неправомерных действиях, полученная любым другим путём. Такую информацию обычно предоставляют поставщики, которые столкнулись с недобросовестными заказчиками.
Контрольное мероприятие может проходить в двух форматах: выездном или документарном.
Виды проверок:
- Выездная проверка: сотрудники прокуратуры выезжают на место и проводят проверку.
- Документарная проверка: проводится в органах прокуратуры с запросом документов в бумажном или электронном формате.
Электронный документооборот — обязательный атрибут бизнеса, так как отправка некоторых сведений в контролирующие органы должна быть в электронном виде. Астрал.ЭДО — онлайн-сервис для организации электронного документооборота.
Осуществлять контрольное мероприятие прокурор может как единолично, так и с группой специалистов. Проверки можно разделить на первичные, повторные и контрольные. Вторая нужна для установления влияния первой проверки, а контрольная помогает определить качество и полноту проведённых ранее проверок. Вторая и третья проверки помогают выяснить, устранены ли нарушения.
Основание проведения и особенности плановых и внеплановых проверок Росприроднадзора
Markdown:
## Основание проведения и особенности плановых и внеплановых проверок Росприроднадзора
Контрольные и надзорные мероприятия в Российской Федерации
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее — Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Основаниями для проведения этих мероприятий могут служить:
Плановые проверки
Плановые проверки проводятся по плану, сформированному контрольным (надзорным) органом и согласованному с прокуратурой. С утвержденным планом проведения проверок в 2024 году можно ознакомиться на официальном сайте Росприроднадзора.
Планирование до 2030 года
В соответствии с Постановлением Правительства от 10.03.2023 № 372 до 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только в отношении:
Внеплановые мероприятия
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в 2022 — 2024 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и его территориальных органов проводятся исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
б) без согласования с органами прокуратуры:
Внеплановые проверки
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 установлено, что контрольный орган вправе незамедлительно приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки в случаях, когда на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска выявляются факты:
Проект приказа в Республике Казахстан
Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК разработан и вынесен на обсуждение проект приказа О внесении дополнений в приказ исполняющего обязанности Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № 162 Об утверждении Правил регистрации актов о назначении дополнительных актов о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, отказа в их регистрации и отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о профилактическом контроле с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверке и их результатах, сообщает Учет.kz.
Проектом приказа Правила дополняются приложением Требование о производстве проверки в порядке подпункта 6) пункта 1 статьи 10, пунктов 2 и 3 статьи 26 Конституционного закона Республики Казахстан О прокуратуре и порядком их назначения.
Указанное право прокурора требовать от уполномоченных органов производства проверок предусмотрено пунктом 19 Инструкции, утвержденной приказом Генерального Прокурора от 17 января 2023 года № 32 О некоторых вопросах организации прокурорского надзора.
Правила учета требований органов прокуратуры в статистической отчетности
Для урегулирования порядка учета требований органов прокуратуры в статистической отчетности в информационной системе Единый реестр субъектов и объектов проверок Правила дополняются следующим обновлением:
Проведение внеплановой проверки
- В случае необходимости проведения внеплановой проверки, органами прокуратуры в системе ЕРСОП формируется требование о производстве проверки.
- Для назначения проверки на основании этого требования субъект регистрации и учета должен заполнить реквизиты карточки № 1-П в системе ЕРСОП.
Изменения в приложении 3-1
Приложение 3-1 к Правилам регистрации актов о назначении проверок и других актов контроля и надзора будет изменено в соответствии с приложением к настоящему приказу.
Требование о производстве проверки
о производстве проверки № ________
[Наименование органов прокуратуры]
руководствуясь нормами закона, направляет в [наименование органа контроля и надзора] требование о производстве проверки в деятельности [наименование проверяемого субъекта, местонахождение, адрес, БИН]
- Проверяемый период проверки: __________ – __________.
- Основание проверки: подпункт 4) пункта 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса.
- Предмет проверки: соблюдение требований [наименование НПА, статьи].
Прошу сообщить о результатах исполнения данного требования к __________.
Предупреждаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре» требования и запросы прокурора в рамках проводимой проверки соблюдения законности, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, рассматриваемых обращений и осуществления иных своих полномочий обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, в том числе государственными органами, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, их должностными лицами. Невыполнение законных требований прокурора влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
(ФИО (при его наличии)
Примечание: настоящий документ согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» равнозначен документу на бумажном носителе.
***штрих-код содержит данные, полученные из ЕРСОП и подписанный электронно-цифровой подписью уполномоченного подписывать акт.
Как проводится прокурорская проверка
Внеплановая прокурорская проверка проводится в несколько этапов.
Задача заказчика — устранить выявленные нарушения, потому как за первичной проверкой последуют повторные.
Процедура и этапы проведения проверки организации
Для инициирования контрольного (надзорного) мероприятия контрольный орган принимает решение о ее проведении и вносит его в ЕРКНМ, который размещается в общем доступе на сайте Генеральной прокуратуры РФ. В решении указывается (статья 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ):
В случае, если предприятие зарегистрировано на сайте государственных услуг, указанное решение поступит в личный кабинет. Дополнительно контролируемое лицо уведомляется о начале проведения проверки иными доступными средствами связи.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ в ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
Общий срок проведения плановых и внеплановых проверок составляет 10 рабочих дней. Срок проведения контрольного мероприятия может быть приостановлен на срок проведения лабораторных исследований, испытаний и экспертизы.
По окончании проведения контрольного мероприятия составляется акт проверки, который вручается контролируемому лицу, в случае выявления в ходе проверки нарушения обязательных требований, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (статья 87 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Отличия плановых и внеплановых проверок для природопользователей
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил, установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению этих мероприятий.
Плановые проверки проводятся по плану, который согласуется с органами прокуратуры. Информация о плановых надзорных мероприятиях содержится в сводном плане и размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ЕРКНМ).
В рамках планового надзорного мероприятия обычно проверяется как соблюдение обязательных природоохранных требований, которые предъявляются к проверяемому лицу в ходе осуществления хозяйственной деятельности, так и НПА, которые ее регламентируют. Обязательные требования при проведении контрольных (надзорных) мероприятий утверждены Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования». Периодичность проведения плановых выездных проверок зависит от присвоенной категории риска объекту контроля.
Категории риска Классы (категории) опасности Особенности проведения плановых проверок
для федерального государственного контроля (надзора) для регионального государственного контроля (надзора)
Чрезвычайно высокий риск 1 класс плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится 1 раз в год
Высокий риск 2 класс плановая проверка проводится 1 раз в 2 года
Значительный риск 3 класс плановая проверка проводится 1 раз в 3 года
Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск 5 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск 6 класс плановые проверки не проводятся
Внеплановые проверки проводятся:
Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, а также типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения устанавливаются Генеральным прокурором РФ.
В день подписания решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях согласования его проведения контрольный (надзорный) орган направляет в прокуратуру сведения о таком мероприятии с приложением копии решения о его проведении и документов с обоснованием для его проведения. Сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемые к ним документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
По результатам рассмотрения сведений о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемых к ним документов не позднее чем в течение 1 рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения.
Уведомление о проведении внеплановой проверки направляется юридическому лицу не позднее чем за 24 часа до ее начала.
В настоящий момент все внеплановые контрольно-надзорные мероприятия проводятся по согласованию с органами прокуратуры при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При проведении плановой и внеплановой проверок контрольным органом запрашиваются только те документы, которые соответствуют целям проверки, обозначенным в решении о ее проведении.
Как подготовится к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры
Заказчики должны быть всегда готовы к контрольным мероприятиям, чтобы не застали врасплох. Для этого всегда нужно помнить о возможной внеплановой проверке прокуратуры. Если вести деятельность в соответствии с законом, тогда специально подготавливаться к проверкам не придётся. Однако есть определённые моменты, на которые прокуратура обращает особенное внимание, и о них следует помнить.
Как уже было сказано, во время проведения проверки сотрудники прокуратуры ориентируются на методические рекомендации. Из них можно почерпнуть полезную информацию, в частности, в п.3 содержится информация об аспектах деятельности заказчика, на которые нужно обращать пристальное внимание. Сотрудники будут проверять факты:
Это малая часть того, что проверяют сотрудники прокуратуры. Именно поэтому заказчику рекомендуется изучить документ, разработанный Генпрокуратурой. Проверяющие не выходят за рамки установленных для них рекомендаций, поэтому, если внимательно изучать данный документ, можно узнать, какие именно нарушения (если они есть) заказчику нужно устранить. Полезно также пользоваться официальным порталом ФГИС ЕРП.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Ответственность организаций в случае непрохождения проверки
При выявлении в ходе плановой или внеплановой проверки нарушений обязательных требований, организация привлекается к административной ответственности.
Перечень экологических правонарушений содержатся в главе 8 КоАП РФ и в отдельных случаях предусматривает возможность наложения административного наказания в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, за экологические преступления предусмотрена и уголовная ответственность.
В случае, если хозяйствующим субъектом в ходе осуществления деятельности причинен вред окружающей среде, виновное лицо также обязано его возместить в гражданско-правовом порядке.
Что из себя представляют проверки
Прокуратура контролирует исполнение законов во всех сферах общественной жизни. В её юрисдикцию входят также и проверки заказчиков в сфере государственных закупок. Проверяют заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
Порядок проверки подробно описан в методических рекомендациях, его составила Генпрокуратура для прокуроров субъектов РФ. Основная цель проверок — выявление нарушений. Если таковые находятся, то заказчика, который их допустил, могут привлечь к административной ответственности.
Контрольные мероприятия проводят по плану и вне плана, если есть основания (о них мы подробнее остановимся в разделе «Основания для проведения проверки»). Также они могут быть выездными, при выезде сотрудников на юридический адрес заказчика, и документарными, когда для проверки к прокурору вызывают нужных ему лиц либо присылают запрошенные документы.
Что нового в прокурорском надзоре над закупками
14 января 2021 Генеральная прокуратура выпустила Приказ, целью которого стало утверждение дополнительных мер по контролю в сфере закупок. Как сказано в самом документе, новые правила необходимы, так как случаи нарушения закона в этой сфере до сих пор многочисленны. Заказчики уклоняются от проведения торгов, исполнения контрактов, несвоевременно оплачивают услуги, работы или товары и т.д.
Генеральный прокурор в документе определил условия, исполнение которых должно значительно уменьшить количество нарушений. Вот лишь некоторые:
Алгоритм действий по устранению выявленных нарушений
Любой из вышеперечисленных документов можно обжаловать. Это можно сделать как в прокуратуре (вышестоящему прокурору), так и в суде. В первом случае проверяемому нужно обратиться в городскую или областную прокуратуру, именно там можно обжаловать действия сотрудников районного отделения. Подать заявление можно и на «Госуслугах».
Жалоба должна содержать все основные сведения о задействованных лицах, суть претензии и желаемые требования. Если же прокурор вынес постановление о возбуждении дела и направил его в суд, а тот, в свою очередь, вынес решение против проверяемого, заказчик имеет право подать апелляцию.
Прокуратура делает проверки с ещё одной целью — это профилактика нарушений, а не только их выявление. Знание о возможных проверках останавливает заказчиков перед совершением противоправных действий. Информацию о проведении проверок всегда может предоставить официальный портал ФГИС ЕРП.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Если принято решение об обжаловании, информацию о причинах неисполнения предписания следует направить прокурору, так как за неисполнение прокурорского представления прокурором выносится постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ.
Ответственность по данной статье:
Подведение итогов проверки
Итогом проведения проверки является акт, который составляет прокурор, а затем направляет его проверяемому. Если в ходе проверки нарушение выявлено не было, то этот акт составляется в течение десяти дней. Если же нарушение всё-таки обнаружили, то прокуратура прибегает к мерам реагирования.