Внести проверку в единый реестр проверок

1 июля 2021 года в действие вступила ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ, и появился Единый реестр проверок (ЕРП). Он стал частью Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ от 31 июля 2020 года. ЕРП представляет собой информационную систему, в которой размещены сведения о проверках государственного и муниципального контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой статье подробно расскажем о том, что такое ЕРП, какие данные он содержит, и по каким правилам происходит его формирование и ведение.

Какие сведения содержит ЕРП?

В единый реестр контрольных проверок Генеральная прокуратура РФ вносит информацию о проведении плановых и внеплановых проверок юрлиц и ИП, а именно:

  • учётный номер проверки;
  • сведения из приказа руководителя органа госконтроля или его заместителя о сроках проверки, целях, задачах, правовых основаниях и предмете контроля, о мероприятиях по достижению целей и задач, а также данные объекта проверки и контрольного органа (п. 1-6 и 9 ч. 2 ст. 14 294-ФЗ);
  • сведения из акта проверки (п. 1-6 ч. 2 ст. 16 294-ФЗ);
  • результаты проверки (наличие или отсутствие нарушений);
  • информацию о принятых мерах в отношении нарушений и мероприятиях по устранению их последствий.

Очень важно, что ЕРП позволяет узнать о нарушениях и принятых мерах. Правонарушения могут повлечь за собой приостановление или аннулирование лицензий, разрешений, аккредитаций, отзыв деклараций и сертификатов соответствия, а также самой продукции. Таким образом, с помощью ЕРП можно проверить разрешающие документы контрагента на подлинность и актуальность.

Смещение фокуса

На заседании 1 апреля Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин заявил, что контрольно-надзорная реформа предусматривает целый комплекс важных мер. Кроме ЕРП, появится также Единый реестр видов контроля (ЕРВК). Там будут подробно описаны виды федерального, муниципального и регионального контроля. Изменения законодательства, вступившие в силу в 2021 году, позволят снизить административную нагрузку на предпринимателей и лучше контролировать работу надзорных органов.

В Едином реестре видов контроля можно будет найти:

  • описания всех видов контрольных мероприятий;
  • полную информацию об органах контроля;
  • информацию по вопросам проведения контроля всех уровней.

Контрольно-надзорная реформа направлена на то, чтобы в приоритет поставить профилактические мероприятия, и помочь предпринимателям избежать наказаний за нарушения. Другими словами, все виды контроля подразумевают применение  риск-ориентированного подхода.

Как проверить организацию по ЕРП?

Информация о проверках и мероприятиях открыта и размещается на сайте proverki.gov.ru. Информацию из Единого реестра КНМ можно получить по ИНН, ОГРН, наименованию ИП или организации. В общем, всё достаточно просто и понятно.

В связи с изменениями в 294-ФЗ Единый реестр проверки становится ещё более важным инструментом для бизнесменов, которые проявляют коммерческую осмотрительность и тщательно проверяют контрагентов на благонадёжность. В этом деле нужно использовать возможности по максимуму.

Комплексно проверить компанию и получить актуальные данные помогает Сервис проверки контрагентов от СберКорус. Пользователь может:

  • получить выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • узнать о штрафах ФНС, неплатежах и невыполнении обязательств;
  • проанализировать финансы и платёжеспособность контрагента;
  • узнать о наличии арбитражных дел;
  • посмотреть список запланированных и завершённых проверок Генпрокуратуры РФ, а также узнать о выявленных нарушениях.

Сервис содержит максимально полные сведения о компаниях, что позволяет быстро оценить благонадёжность.

Сроки внесения в единый реестр проверок информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1. 1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений

II. Сроки внесения в единый реестр проверок

информации о плановых и внеплановых проверках юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых

в соответствии с Федеральным законом “О защите прав

при осуществлении государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля” (за исключением внеплановых

проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2

статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе

в отношении соискателя лицензии, представившего заявление

о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего

заявление о переоформлении лицензии, продлении срока

действия лицензии), об их результатах и о принятых

мерах по пресечению и (или) устранению последствий

2. Информация, указанная в подпунктах “а” – “в” пункта 1 настоящего документа, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, если иное не указано в пункте 3 настоящего документа.

3. Информация, указанная в подпунктах “а” – “в” пункта 1 настоящего документа, при организации и проведении внеплановых проверок по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 и части 12 статьи 10 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, а также внеплановых проверок, при проведении которых в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок, не требуется уведомления проверяемых лиц о начале проведения внеплановой проверки, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 5 рабочих дней со дня начала проведения проверки.

4. Информация, указанная в подпункте “г” пункта 1 настоящего документа, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее дня направления проверяемому лицу уведомления о начале проведения проверки.

5. Информация, указанная в подпункте “д”, абзацах втором и третьем подпункта “е” пункта 1 настоящего документа, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

6. Информация, указанная в подпункте “е” (за исключением информации, содержащейся в абзацах втором и третьем подпункта “е”) пункта 1 настоящего документа, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля.

7. Информация, указанная в подпункте “ж” пункта 1 настоящего документа, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля.

Единый реестр проверок (ЕРП) существует для того, чтобы обеспечивать учёт проверок государственного и муниципального контроля (ч. 1 ст. 13.3 294-ФЗ). Контролю подвергаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно, в информационной системе о них и представлены сведения.

  • Что из себя представляет единый реестр проверок?
  • Как можно проверить, попал ли ИП или ЮЛ в план проверок прокуратуры?
  • Какие изменения будут в реестре проверок с 1 июля 2021 года?

На вышеуказанные вопросы мы дадим ответы в этой статье.

Что такое единый реестр проверок

Правила формирования и ведения единого реестра проверок заработали с 1 июля 2015 года путём введения в закон 294-ФЗ статьи 13.3. ЕРП содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В информационной системе также есть сведения о результатах уже прошедших проверок, принятых мерах по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений. Ведёт ЕРП Генеральная прокуратура. В ст. 13.3 294-ФЗ подробно описаны правила включения информации в ЕРП.

В ней можно найти требования к порядку создания ЕРП, порядку присвоения учётного номера проверке, состав информации, которая включается в ЕРП и т.д.

Подавать отчётность в контролирующие органы удобно в сервисе «1С-Отчётность». Модуль встроен в привычную программу «1С-Предприятие» и позволяет отправлять отчёты в один клик.

Как проверить, попала ли организация в план проверки на proverki. gov

Доступ к информации предоставляется неограниченному кругу лиц на сайте proverki.gov.ru. Каждый желающий может получить полную информацию о предстоящих проверках относительно определённых лиц. Как уже было сказано, планом проверок сайт не ограничивается, — в информационной системе можно получить сведения и об уже проведённых проверках и их результатах.

Чтобы найти нужную информацию, достаточно выполнить два простых действия:

Перейдите на официальный сайт ФГИС «Единый реестр проверок».

Внести проверку в единый реестр проверок

Внести проверку в единый реестр проверок

Что изменится в реестре проверок с 1 июля 2021 года

1 июля 2021 года в силу вступят большинство положений закона «О государственном контроле и надзоре». В сфере контроля и надзора основной акцент сместят с проведения проверок на проведение профилактических мероприятий. Это связано отчасти с затратностью проведения проверок как для контролирующего органа, так и для самого бизнеса.

Изменения в контроле коснутся большого количества сфер, например, налоговый, валютный и таможенный контроль. Реформа не затронет также сферу госзакупок по 223-ФЗ. Сфера применения закона подробно описана в ст. 2 248-ФЗ.

Из-за смещения внимания с проведения проверок на проведение профилактических мероприятий будет сформирован новый реестр видов федерального государственного контроля. Он будет содержать сведения о мероприятиях всех уровней: федерального, муниципального и регионального.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент для ведения современного бизнеса. «Астрал-ЭТ» позволяет работать с электронными документами, участвовать в торгах и регистрировать онлайн-кассу.

В реестре можно будет найти следующую информацию:

  • сведения обо всех видах контрольных мероприятий;
  • сведения о надзорных органах, которые проводят контрольные мероприятия;
  • сведения по вопросам федерального, муниципального и регионального контроля.

Важно: не стоит путать единый реестр видов контроля и единый реестр контрольных мероприятий (этот тот же ЕРП), — это две разные, но взаимосвязанные информационные системы.

ЕРП также будет работать в прежнем режиме. Его целью остаётся учёт контрольных и профилактических мероприятий. Это означает, что основная задача реестра не изменилась, а дополнилась. Будут проводить учёт и принятых мер по пресечению правонарушений и мер по их устранению.

В информационной системе можно будет найти те или иные решения, принятые надзорными органами, а также их действия в ходе проведения контрольных и профилактических мероприятий.

Больше проверок:  Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2023 года

Оператор реестра останется прежним — Генеральная прокуратура будет нести ответственность за ведение информационной системы.

В тексте закона сказано, что проведение контрольных мероприятий запрещено, если информация о них отсутствует в соответствующем реестре. Это означает, что бизнесу полезно работать с данной информационной системой, чтобы всегда быть в курсе происходящего.

Используйте «Астрал Отчёт 5.0» для сдачи электронной отчётности во все контролирующие органы. Сервис не привязан к рабочему месту, а значит воспользоваться функциям сервиса — быстрой отправкой документов и умным редактором отчётов — можно из любой точки мира.

Сводный план проверок на 2022 год

Всю информацию о проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей аккумулирует Генеральная прокуратура РФ; официальный сайт план проверок на 2022 год публикует в соответствии с требованиями части 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Называется этот онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2022 год». Ответ на вопрос, когда появляется сводный реестр проверок на сайте генпрокуратуры, — в конце года, предшествующего году проверки. На 2022 его опубликовали в декабре 2021.

Кроме того, аналогичные списки планируемых надзорных мероприятий, проводимых региональными контролирующими органами, должны опубликовать прокуратуры субъектов РФ, и многие это уже сделали, например, планы на 2022 год опубликованы:

  • на сайте прокуратуры Ленинградской области;
  • план проверок на официальном сайте прокуратуры Нижегородской области на 2022 год;
  • на сайте прокуратуры Ставропольского края.

Каждая организация и ИП должны искать себя сразу в двух списках: федеральном и региональном.

Вот как выглядит план проверок на сайте прокуратуры:

Внести проверку в единый реестр проверок

Поиск по реестру осуществляется по ИНН организации.

Планы проверок контролирующих ведомств в 2022 году

Кроме публикации на сайте Генпрокуратуры сводного реестра проверяемых, существует еще специальный сервис (оператором которого также является прокуратура России) — ФГИС «Единый реестр проверок».

Вот чем сводный план проверок отличается от единого реестра проверок: он отражает сведения не только о планируемых контрольных мероприятиях, но и об уже завершенных или еще проходящих в настоящий момент.

Для использования этого ресурса необходимо ввести не просто наименование организации, но и другие реквизиты. Форма для ввода выглядит так:

Внести проверку в единый реестр проверок

Хотя в реестре информации больше, чтобы узнать, ожидать ли визита проверяющих в 2022 г., достаточно сводного плана. Пользоваться им несложно.

Как узнать о плановом визите проверяющих

Всю информацию о контрольных мероприятиях проверяет, уточняет и публикует Генпрокуратура РФ (официальный сайт); план проверок на 2022 год покажет информацию по конкретной организации на основании ее наименования, ИНН и ОГРН в разрезе:

  • месяца визита проверяющих;
  • названия контролирующего ведомства.

Вот какие проверки входят в сводный план проверок:

  • Роспотребнадзор;
  • МЧС;
  • ГИТ;
  • Стройнадзор и пр.

Если есть опасения, что, например, вас собирается посетить Роспотребнадзор, и вы стремитесь узнать об этом заранее, как узнать график проверок на предприятии: сначала на сайте регионального управления этого ведомства ищите раздел «Плановые проверки Роспотребнадзора на 2022 год: план и график проверок». На региональных сайтах ведомства и прокуратуры информация появляется раньше, чем на централизованном сайте. То же относится и к сведениям о том, что планирует Росздравнадзор: когда публикуется сводный план проверок — в конце каждого года.

Если в списке свою компанию вы не найдете, то проверяющие не придут. Правда, они могут прийти внепланово, оснований для этого хватает. Кроме того, реестр не охватывает контрольные мероприятия, проводимые в рамках:

  • следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • осуществления правосудия;
  • прокурорского надзора;
  • финансового и банковского надзора;
  • валютного контроля;
  • расследований причин и последствий чрезвычайных происшествий техногенного, природного или инфекционного характера;
  • административного расследования (ранее открытого);
  • расследования несчастных случаев на производстве;
  • антимонопольного контроля на основании инсайдерской информации.

Внеплановые проверки не публикуют, поэтому когда на сайте прокуратуры появляется информация о проверках на текущий год по внеплановым мероприятиям, ждать не стоит.

Отдельно необходимо помнить о том, что с момента государственной регистрации юрлица или ИП для включения в реестр должно пройти не менее 3 лет. Аналогичный срок должен пройти с момента завершения последнего планового надзорного мероприятия тем же контролирующим органом.

В 2022 году, в соответствии с положениями статьи 26.1 ФЗ № 294-ФЗ, действует запрет на плановые надзорные мероприятия в отношении субъектов малого предпринимательства (Постановление Правительства от 08.09.2021 № 1520). Однако в указанной статье дан довольно внушительный перечень исключений. Мораторий на проверки МСП не действует, если:

  • проверка проводится с использованием риск-ориентированного подхода (перечень см. ниже);
  • объект проверки отнесен к особому перечню предприятий, на которые мораторий не распространяется (это здравоохранение, образование, социальная сфера, предприятия тепло-, электроснабжения, энергосбережения и энергоэффективности);
  • ранее на предприятие была возложена административная ответственность, и с тех пор прошло менее 3 лет;
  • компания ведет лицензируемую деятельность;
  • проверка касается радиационной, атомной безопасности, сохранения гостайны и т. п.

Использование проверочных листов

Кстати, напоминаем, что с 01.01.2018 многие ведомства проводят контроль с использованием проверочных листов (к сожалению, Налоговая инспекция чек-листы не использует).

Если вы увидите, что и вашу компанию ожидают плановые проверки на 2022 год (официальный сайт прокуратуры включил в реестр и вашу организацию), советуем воспользоваться чек-листами ведомств, планирующих нанести вам визит. Это поможет подготовиться к контрольным мероприятиям. Найти чек-листы можно в соответствующих ведомственных приказах.

Какие сведения содержит Единый реестр проверок, и как он формируется?

С 1 июля 2021 года начнет работать новый Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. С этого дня надзорные органы больше не смогут внезапно прийти с проверкой. Подробнее о нововведении читайте в нашей статье.

Зачем создали новый Единый реестр проверок

Правительство РФ решило сделать систему госконтроля над бизнесом прозрачной и направленной больше на профилактику, чем на наказания.

Для этого власти разработали новый Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07.

2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который с 1 июля 2021 года будет регламентировать государственный и муниципальный контроль в России.

В рамках нового закона Правительство РФ поручило создать и новый электронный ресурс по проверкам — Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в котором организация или предприниматель сможет отследить весь ход надзорных мероприятий.

На открытом портале будет отображаться следующая информация:

  • запланированные и внеплановые мероприятия;
  • решения по результатам проверок;
  • информация о лице, привлеченном к ответственности, вид и размер назначенного наказания;
  • данные об исполнении нарушителями предписаний;
  • жалобы на решения контролирующих органов и на действия (бездействия) их должностных лиц, а также результаты обжалования;
  • ход и результаты согласования с прокуратурой новых плановых и внеплановых мероприятий;
  • акты контрольных мероприятий, скан-копии документов.

Виды сведений Единого реестра указаны в разделе II Правил формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604. Сроки внесения информации прописаны в Приложении к Правилам.

Для предпринимателей и юридических лиц новый реестр заметно облегчит жизнь.

Ведь теперь можно будет заранее узнать о рейдовом осмотре, контрольной закупке, выездном обследовании, выборочной проверке и других мероприятиях.

Контролеры будут размещать в реестре сведения об истребовании документов, опросах, досмотрах, экспертизе и т. п. У предприятий появляется возможность подготовиться к визиту надзорных органов и привести дела в порядок.

Но самое важное — с 1 июля 2021 года контролеры не смогут провести мероприятие, пока не внесут информацию о нем в Единый реестр. Их действия теперь контролирует Генпрокуратура, на которую возложили обязанности по ведению нового реестра.

Как получить сведения из нового реестра

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий синхронизируют с порталом «Госуслуги». В личном кабинете станут доступны сведения о предстоящих мероприятиях и результаты после их проведения. Эта информация будет официальной и может использоваться для обжалования решений, действий (бездействия) надзорных органов в досудебном порядке.

Сейчас действует пилотный проект по обжалованию решений надзорных органов. Его подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин еще в августе 2020 года. Пока в эксперименте участвуют только 19 контрольных ведомств по 63 видам контроля.

С 1 июля 2021 года досудебное обжалование решений контролеров будет введено для отдельных видов контроля, определенных Правительством РФ. Однако с 1 января 2023 года его планируют поэтапно внедрять для всех видов контроля, которые регулируются Законом о госконтроле № 248-ФЗ от 31.07.2020.

Подводим итоги

  • Новый Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий заработает уже с 1 июля 2021. В него надзорные органы будут вносить сведения о предстоящих контрольных мероприятиях для юридических лиц и предпринимателей.
  • До тех пор, пока в Реестр не внесена информация о мероприятии, контролеры не могут их провести.
  • Информацию в Реестре можно получить через личный кабинет на «Госуслугах».

Реестр проверок «Комплан»

Единый реестр проверок — созданная на основании Федерального закона № 294-ФЗ федеральная государственная информационная система, оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Нормативное обеспечение работы Единого реестра проверок осуществляет Минэкономразвития России.

Реестр начал работу 1 июля 2015 года.

С этого момента федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, должны вносить в него сведения о проведенных проверочных мероприятиях.

С 1 июля 2016 года в Единый реестр вносятся данные о проверочных мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а с 1 января 2017 года — информация о муниципальных проверках.

В июле 2017 года был приняты разработанные Минэкономразвития России изменения в статью 19.6.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов за невнесение информации, внесение недостоверной или неполной информации, а также нарушение сроков внесения информации в единый реестр проверок.

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 2018 года № 17-ФЗ в едином реестре проверок должна размещаться информация о проверках, проводимых различными органами государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления, а также информация обо всех проверках Федеральной антимонопольной службы в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

  • № 372201683513
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  • № 372201685396
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
  • № 382201673347
    Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Иркутская»
  • № 432201669586
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  • № 592201686194
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТАНДАРТ ПМ
  • № 512201688152
    Общество с ограниченной ответственностью «Севжилсервис»
  • № 892201687975
  • № 382201673079
    Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания За Граждан
  • № 772201666866
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПИККОМФОРТ
  • № 672201687843
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГОУПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
  • № 502201578116
    Общество с ограниченной ответственностью Промышленный Округ Ступино Квадрат
  • № 432201669489
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПРОМУС
  • № 242201621029
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЖИЛИЩНО ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ
  • № 352201661137
    Администрация Енангского сельского поселения
  • № 642201677672
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ МЕГАТЕХ
  • № 662201684675
Больше проверок:  База знаний uCoz

Единый реестр проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

Предпринята очередная попытка упорядочить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: законодательно введена обязанность по созданию Единого реестра проверок. О том, зачем нужен такой реестр, как он формируется и функционирует, читайте в предложенном материале.

Создание Единого реестра проверок

Согласно действующим сегодня нормам законодательства Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года (Федеральный закон N 294-ФЗ ).

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К сведению. Найти сводный план проверок на 2015 г. можно на сайте прокуратуры по субъекту РФ. Он представлен в виде двух документов: плана проверок органов местного самоуправления на 2015 г. и планов плановых проверок органов контроля на 2015 г.

https://youtube.com/watch?v=nEktDZE9m1I%3Ffeature%3Doembed

В сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г. включены плановые проверки в отношении около 400 000 хозяйствующих субъектов. Более 40% контрольных мероприятий будут проводиться контролерами совместно, что в значительной степени сократит административное давление на предпринимателей в течение года.

Количество плановых проверок еще как-то можно контролировать, но кроме плановых проводится огромное количество внеплановых проверок.

Генеральная прокуратура РФ обобщила итоги работы прокуратур субъектов в 2014 г. при проведении надзорных проверок органов государственного и муниципального контроля .

Проведенный анализ свидетельствует о том, что должностные лица органов контроля нередко допускают нарушения.

В ходе проведенных проверок выявлено свыше 68 000 нарушений прав предпринимателей, для пресечения которых внесено более 11 000 представлений. Около 2000 проверок признаны незаконно проведенными.

Данные приведены на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

По инициативе прокуроров более 1500 должностных лиц государственных и муниципальных органов привлечены к административной ответственности, свыше 11 000 — к дисциплинарной.

Кроме того, в 2014 г. в органы прокуратуры поступило свыше 37 000 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, около 15 000 из которых удалось предотвратить. При этом в 62% случаев у органов контроля отсутствовали основания для их проведения.

Установлены факты проведения органами контроля внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательства без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствие законных оснований.

Нередко органы контроля в качестве предлога для проведения мероприятий по контролю в целях ухода от установленных законом процедур используют анонимные обращения.

Незаконные проверочные мероприятия проводятся органами контроля по обращениям, не содержащим информацию о нарушении закона.

  • Часто органы контроля принимают решения о проведении внеплановых проверок с превышением своих полномочий, в том числе вопреки решению прокурора об отказе в их согласовании.
  • Повсеместно контролирующие органы злоупотребляют правом проведения административных расследований с целью уклонения от предусмотренных законом процедур.
  • Органы контроля проводили административные расследования в отсутствие достаточных данных, свидетельствующих о совершенном административном правонарушении.
  • Вот такие итоги подведены самой Генеральной прокуратурой РФ по проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Соответственно, даже при наличии сводного плана проверок на конкретный год в отношении субъекта предпринимательской деятельности фактически может быть проведено гораздо больше проверок.
  • Изменить ситуацию должен Единый реестр проверок.

С 1 июля 2015 г. вступает в силу Федеральный закон N 511-ФЗ , который вносит изменения в Федеральный закон N 294-ФЗ: он дополняется новой ст. 13.3 «Единый реестр проверок».

Федеральный закон от 31.12.2014 N 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно указанной статье в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается Единый реестр проверок, который является федеральной государственной информационной системой.

Обратите внимание! Оператором Единого реестра проверок является Генеральная прокуратура РФ.

Правила формирования и ведения Единого реестра проверок будут утверждены Правительством РФ. Такими правилами определяются:

  • требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию Единого реестра проверок;
  • порядок присвоения проверке в автоматическом режиме учетного номера;
  • состав включенной в Единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот Реестр;
  • состав включенной в Единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;
  • состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в Единый реестр проверок.

Информация, которая будет содержаться в Едином реестре проверок, будет разделяться на общедоступную и ограниченного доступа.

В целях обеспечения открытости сведений о результатах проверок устанавливается, что общедоступной информацией из Единого реестра проверок будут:

  • учетный номер проверки;
  • сведения, указываемые в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренные пп. 1 — 6 и 9 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ (данные о том, кто проводит проверку, и сроки ее проведения);
  • информация, указываемая в акте проверки, установленная пп. 1 — 6 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ;
  • результаты проверки (были ли выявлены нарушения обязательных требований и требований, определенных муниципальными правовыми актами);
  • принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписаний об устранении выявленных нарушений и (или) проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, принятие мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и результатах такого обжалования.

Ведение Единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие будут осуществляться с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Порядок формирования и ведения Единого реестра проверок

Правила формирования и ведения Единого реестра проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 (далее — Правила).

План проверок предпринимателей на 2022 год

В 2021 году Генпрокуратура России ввела в эксплуатацию главную информсистему в сфере контрольно-надзорной деятельности — Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

Ресурс был создан для того, чтобы обеспечить прозрачность контрольной деятельности и цифровизировать обмен информацией между ведомствами. Теперь любой визит проверяющего к бизнесмену возможен лишь после внесения сведений об этом в ЕРКНМ.

Проверить, попал ли бизнес в информсистему, можно, указав такие реквизиты, как ОГРН, ИНН, месяц проверки, адрес и др.

Количество запланированных на 2022 год проверочных мероприятий станет минимальным за 12-летний период. Из 367 000 предложений контролеров прокурорами согласовано 292 000.

Для сравнения: план на 2021 год включал 360 000 проверок, а на 2020 год — 384 000 проверок.

Какой бизнес не будут проверять в 2022 году

Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520 приостановило плановые проверки малого бизнеса. Под проверки не попадут юрлица и ИП, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Узнайте, насколько вероятна выездная налоговая проверка в вашей организации. Введите необходимые данные, и программа даст оценку на основании 12 критериев.

На некоторые проверки мораторий не распространяется:

  • на проверки бизнеса, чья деятельность или производственные объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, к I или II классам опасности, I, II, III классам опасности производственных объектов, I, II, III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
  • на проверки бизнеса, в отношении которого в течение предыдущих 3 лет вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения по КоАП РФ или наказания в виде административного приостановления деятельности, дисквалификации либо решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании;
  • на проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • на проверки, проводимые в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также федерального госнадзора в области использования атомной энергии.

Что изменится в плановых проверках в 2022 году

В Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ появились некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.

Короткие визиты вместо длительных проверок. Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Дистанционный надзор. Появится возможность вести надзор с помощью аудио- и видеосвязи (ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). На сайте правительства уточняется, что этот формат будет использоваться как для небольших, так и для более крупных компаний.

«Что такое Единый реестр проверок? Зачем он нужен?»

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий

«Органами прокуратуры Самарской области в ходе осуществления надзорных мероприятий выявляются нарушения законодательства о защите прав предпринимателей, в части учета проверок, проводимых в отношении субъектов предпринимательства.

В целях предотвращения совершения подобных правонарушений со стороны должностных лиц контрольно-надзорных органов напомню, что с 1 июля 2016 года законодатель обязал органы контроля (надзора) размещать в едином реестре проверок сведения о проведенных проверках.  Органы муниципального контроля приступили к выполнению этих обязанностей с 1 января 2017 года».

Больше проверок:  Мораторий на проверки бизнеса продлили на 2024 год

— Объясните, что относится к Единому реестру проверок? Какую информацию он содержит?

«Единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/) является федеральной государственной информационной системой, оператором которой выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации.

  • В данной системе содержатся сведения о всех плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в рамках Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  • Кроме того, там сосредоточена информация о результатах таких проверок, о принятых мерах по пресечению или устранению последствий нарушений требований законодательства».
  • — Разъясните подробнее какие сведения должен содержать Единый реестр проверок?
  • «К таким сведениям относятся: дата, время, продолжительность и место проведения проверки, составления акта проверки, фамилия, имя, отчество и должность проверяющего и руководителя юридического лица, уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствующие при проведении проверки; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя либо представителя организации; о наличии их подписей или об отказе в их совершении; сведения о выявленных нарушениях, их характере и лицах, допустивших указанные нарушения; указание на отсутствие нарушений; сведения о причинах невозможности проведения проверки (в случае, если проверка не проведена).
  • Кроме того, в реестр подлежат включению сведения о мерах, принятых по результатам проверки, а именно: о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания); о направлении материалов о выявленных нарушениях в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией; о фактах невыполнения предписаний; перечень принимаемых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц; о приостановлении или об аннулировании ранее выданных разрешений, лицензий и иных разрешительных документах; сведения от отзыве продукции; о выполнении требований, изложенных в предписании; об исполнении постановления по делу об административном правонарушении; об обжаловании решений и действий (бездействия) органа контроля либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования, другие обязательные сведения».
  • — Достаточно широкий перечень сведений, а в какие сроки органами контроля должна быть внесена такая информация?

«Порядок и сроки внесения в реестр проверок сведений определен постановлением правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

  • К примеру, информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки необходимо внести в реестр не позднее дня направления уведомления, сведения о результатах проверки – не позднее 10 рабочих дней со дня ее окончания, о мерах, принятых по результатам проверки – не позднее 5 рабочих дней, со дня поступления такой информации в орган контроля».
  • — Ключевой вопрос – зачем нужен Единый реестр проверок?
  • «Ведение Единого реестра проверок обеспечивает открытость в деятельности контрольно-надзорных органов, дает возможность всем заинтересованным лицам подробнее узнать, допускает ли предприниматель или юридическое лицо нарушения в своей деятельности, устранены ли эти нарушения по результатам проверки.
  • Важно, что эти открытые сведения позволяют оградить субъекты предпринимательства от необоснованных проверок в будущем».
  • — Что грозит органам контроля (надзора) за не размещение такой информации в Едином реестре проверок?

«В случае неисполнения должностными лицами контрольно-надзорных органов требований законодательства предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает наложение штрафа на виновное должностное лицо в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Закон 248-ФЗ создал базу для единых электронных реестров, где каждое действие чиновников оставляет «след», и его могут увидеть предприниматели; сократил количество самостоятельных видов надзора на 95 единиц (38 %). Также в нем появились единые подходы к плановым, внеплановым контрольным и профилактическим мероприятиям.

Но количество видов надзора на конец 2021 года всё равно осталось высоким: 100 федеральных, 33 региональных и 7 муниципальных. А в каждом из них есть еще свои направления. Количество обязательных требований, которые должны соблюдать ИП и юрлица, еще больше. К примеру, только в госсанэпиднадзоре их 107.

Минэкономразвития в ежегодном докладе за 2021 год привело следующую статистику. В 2021 году было проведено 882 тыс. проверок против 1,5 млн в 2019 году. И это с учетом «ковидного» моратория для малого и среднего бизнеса 2020–2021 гг. Больше всего отличились пожнадзор (183,8 тыс.) и санэпиднадзор (108,5 тыс.). Административная нагрузка, т.е. отношение количества проверок к количеству проверяемых предпринимателей, составила в 2021 году 1,208 ед.

Но с введением 248-ФЗ стала заметна одна тенденция: отказ от надзорных мероприятий в пользу профилактики. С 14 марта 2022 года был введен мораторий до конца года на большинство плановых и внеплановых проверок. А в июне 2022 года Президент предложил вообще не проводить их там, где нет высокого риска.

До конца 2022 года не будут проводиться плановые контрольные мероприятия, подпадающие под действие Закона 248-ФЗ и Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Это выездные и документарные проверки, инспекционные визиты, включенные в Единый план проверок на 2022 год.

Исключения касаются объектов чрезвычайно высокого и высокого риска в сфере пожнадзора, санэпиднадзора; опасных производственных объектов (ОПО) II класса опасности; ветнадзора в свиноводстве. На них проверка пройдет по плану, но ведомство имеет право заменить ее на профилактический визит. Отказаться от него предприниматель не сможет.

Профилактический визит — беседа инспектора с предпринимателем по выполнению обязательных требований. Предписания при нем не выдаются, все замечания носят рекомендательный характер (ст. 52 248-ФЗ).

Все плановые проверки, начатые до 14 марта 2022 года, должны были завершить в течение пяти рабочих дней. Также Правительство обязало надзорные ведомства внести изменения в Единый план в соответствии с Постановлением № 336.

Примечательно, что мораторий на проверки в 2022 году касается всех предпринимателей, а не только малого и среднего бизнеса, как при ковиде. Но расслабляться не стоит.

Во-первых, мораторий не касается проверок вне сферы действия 248-ФЗ. Это, например, прокурорский надзор, надзор за соблюдением законодательства о рекламе, большинство налоговых визитов. Еще он не действует в отношении спецрежимов: мониторинга и режима постоянного присутствия инспектора. Их вводят на объектах высокой опасности, например, ОПО I класса.

Во-вторых, Постановление № 336 не отменяет внеплановые проверки для нарушителей, в том числе по жалобам граждан. Также инспектор обязательно нанесет визит предпринимателю, у которого произошел несчастный случай или авария.

Правительство разрешает обходить мораторий в ряде случаев. Инспектор может провести внеплановую проверку при возникновении угрозы безопасности страны, жизни и здоровью граждан, создании угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (п. 3, 4 Постановления № 336).

Такие надзорные мероприятия проводятся с обязательным участием прокуратуры. Это значит, что в приказе ведомства о проведении проверки должны быть указаны реквизиты решения прокурора или номер извещения. Без них мероприятие незаконно.

Когда проводятся внеплановые проверки с участием прокуратуры

В российском законодательстве нет как такового определения «угрозы жизни и здоровью граждан». Вероятность ее возникновения оценивает прокурор, когда дает согласие на проверку или отказывает в ее проведении.

На практике угрозой считается нарушение обязательных требований охраны труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности.Есть отдельная категория внеплановых проверок, о которых не нужно извещать прокуратуру или спрашивать ее разрешение (п. 3б Постановления № 336):

  • Мероприятия по поручению Президента или Председателя Правительства РФ, его заместителей. Например, проверку инициировали по жалобе гражданина на сайт http://www.letters.kremlin.ru/.
  • Мероприятия по требованию прокурора. Они касаются проверки обращений граждан. В 2022 году действует Указание Генеральной прокуратуры РФ от 11.03.2022 № 140/20, в котором определены приоритеты прокурорского надзора. Одно из направлений — защита прав работников, социально уязвимых граждан. Работодатели, которые задерживают зарплату, или проводят незаконное сокращение штатов, под мораторий на проверки не попадают.
  • Мероприятия строительного надзора, экологического контроля, надзора за содержанием историко-культурного наследия. Это проверки при вводе в эксплуатацию капитального объекта или завершении определенного этапа работ на нем.
  • Мероприятия в рамках лицензионного контроля при приостановлении действия лицензии. Это случаи, когда у предпринимателя «заморозили» разрешение из-за грубых нарушений нормативных требований. Инспектор должен провести проверку, чтобы убедиться в устранении недостатков. По ее итогам он возобновит лицензию или обратится в суд за ее аннулированием.

Это исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в 2022 году по Закону № 248-ФЗ.

В 2020 году предприниматели жаловались, что инспекторы обходили мораторий через проверки в рамках административного делопроизводства. То есть сначала заводили дело о правонарушении, а потом приходили на предприятие, запрашивали документы.

В 2022 году такая ситуация исключена. Без проверки на предпринимателя нельзя завести дело об административном правонарушении (п. 2.3 ст. 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ; п. 9 Постановления № 336).

Из этого правила только одно исключение — составление протокола о временном запрете деятельности. Инспекторы прибегают к такой мере при грубых нарушениях закона. Например, недобросовестный предприниматель сгрузил свой мусор прямо в лесу; эксплуатирует строительный кран без разрешения и с нарушением правил безопасности; работает без кассы. В этих случаях инспектор составляет протокол и начинает делопроизводство.

В начале июля 2022 года Госдума рассмотрела в третьем чтении законопроект № 127003-8 о поправках в КоАП РФ. Он предполагает дополнительно возбуждение административных дел без проведения проверок в антимонопольной сфере и в области промышленной безопасности. Но только в случае, если у ведомства есть достаточные основания считать, что закон нарушен.

Этот же законопроект предлагает смягчить ответственность предпринимателей. Например, заменить штраф предупреждением за первое нарушение для всех предприятий, а не только малого и среднего бизнеса.

Не будет нарушением моратория:

  • плановая или внеплановая проверка, разрешенная Постановлением № 336 и отвечающая условиям ее проведения;
  • профилактический визит инспектора;
  • выдача предостережения;
  • проверки в рамках спецрежимов и другие, не попадающие под мораторий по Постановлению № 336.

Профилактический визит и предостережение не предполагают выдачу предписаний. Но это не значит, что замечания инспектора можно игнорировать.

В логике моратория добросовестные предприниматели, у которых нет объектов чрезвычайно высокого или высокого риска, вообще не должны видеть в 2022 году пожарного инспектора или сотрудника трудовой инспекции, санэпиднадзора. Что делать, если проверка все-таки началась.

  • Проверить приказ о контрольном мероприятии: основания, реквизиты решения или извещения прокуратуры.
  • Записать учетный номер проверки. Без него она незаконна.
  • Если предприниматель считает проверку необоснованной, пожаловаться на нарушение моратория через специальный сервис на Госуслугах. Для этого понадобятся ЭЦП и учетный номер контрольного мероприятия.

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

28 апреля 2022 года Минэкономразвития России сообщило, что Единый реестр видов контроля стал доступен всем желающим. Ранее ресурсом могли пользоваться только руководители и инспекторы надзорных органов. Разбираемся, чем Единый реестр будет полезен предпринимателям.