Введен мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году

1 октября правительство утвердило особенности проверок для бизнеса на 2023 год.

Компании и ИП, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, до конца 2023 года привлекут внимание органов власти. Прийти к ним могут, если раньше были жалобы или если они уже привлекались к административному наказанию, например за неисполнение предписания контролирующего ведомства.

У крупных компаний, которые работают с опасными объектами и гидротехникой и ведут высокорискованную деятельность, больше шансов столкнуться с проверками.

Кроме проверок, к бизнесу могут прийти с профилактическим визитом, то есть просто побеседовать — без штрафов и наказаний.

Рассказываем обо всем подробнее.

Как зарабатывать на своем деле

Лучшие материалы о бизнесе в вашей почте каждую неделю. Бесплатно

Введен мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году

Проверки государственными контролирующими органами — неотъемлемая часть бизнеса в реалиях современной России. Все компании так или иначе подвергаются подобному контролю со стороны государства, но не все знают, как минимизировать риски штрафов и внеплановых проверок, не нарушая при этом законодательство.

Не запутаться в предстоящих плановых визитах госорганов, грамотно подготовить бухгалтерию и документооборот к проверкам, не допустить мошенничества со стороны проверяющих и отстоять свои права в случае каких-либо нарушений — зачастую непосильные задачи для российских компаний, которым и без того приходится выживать в сложностях современной экономики.

Мы спешим успокоить наших читателей: проверки государственными органами — это обыкновенная практика, в которой, на самом деле, нет ничего страшного. Особенно, если вы применяете такой метод кадровой оптимизации как аутстаффинг.

  • Новости и аналитика
  • Аналитические статьи

25 августа 2020

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.

  • Новости и аналитика
  • Новости

11 марта 2022

До конца года будет действовать мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП – соответствующее Постановление от 10 марта 2022 г. № 336 подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Вместе с тем допускается проведение запланированных на текущий год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. В частности, речь идет о школах, детских лагерях, родильных домах, опасных производственных объектах, отнесенных ко II классу опасности, и др. Внеплановые проверки, в свою очередь, смогут проводиться по поручению Президента РФ и кабмина.

1 С Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100013).

Что такое профилактический визит и кому он грозит

Надзорные ведомства также могут прийти с профилактическим визитом. В отличие от плановых проверок, такой визит не грозит штрафами и наказаниями. Инспектор просто беседует и дает рекомендации.

Профилактический визит выполняют ведомства федерального и региональных уровней — например, Роскомнадзор или Ростехнадзор. Муниципальные органы власти с профилактическим визитом прийти не могут.

Профилактический визит может быть обязательным и необязательным.

Обязательный — визит, от которого отказаться нельзя. Прийти с таким визитом в 2023 году могут только к образовательным организациям — государственным и муниципальным школам, детским садам и колледжам, которые относятся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Частному бизнесу это не грозит.

Об обязательном визите предупредят минимум за пять дней до даты проведения. По итогам профилактического визита бизнесу могут выдать предписание об устранении нарушений — его придется исполнить.

Необязательный — визит, участие в котором добровольное. Стать его инициатором может контролирующее ведомство или сам бизнес.

Если с необязательным визитом приходит ведомство, от него можно отказаться не позднее чем за три рабочих дня до даты визита. Отказы от профилактических визитов должны быть мотивированными. Будет нелишним документально подтвердить, что компания временно не может принять профилактический визит.

Например, отказ можно подтвердить:

  • листком нетрудоспособности ответственного работника;
  • уведомлением о проведении профилактического визита в компании другим органом власти.

Перед любым визитом бизнесу должны отправить уведомление.

Введен мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году

Введен мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году

Какому бизнесу грозят проверки в 2023 году

Шанс, что к бизнесу придут с проверкой, зависит от категории риска, к которой отнесена фирма или ИП. Есть компании, для которых в 2023 году ничего не изменится. С любыми проверками к ним могут прийти.

  • Компании и ИП чрезвычайно высокого и высокого риска.
  • Компании и ИП, работающие с опасными производственными объектами второго класса опасности.
  • Компании и ИП, работающие с гидротехническими сооружениями второго класса.

У каждого контролирующего органа есть свои критерии классификации компаний по рискам. Для одного органа бизнес может быть связан с высоким риском, а для другого — нет.

Например, Роскомнадзор относит к компаниям высокого риска тех, кто оказывает услуги связи и в пределах трех лет получил штраф за ведение деятельности с грубым нарушением лицензионных требований. Или тех, кто не соблюдает требования о локализации персональных данных на территории России.

Для Росприроднадзора компании с высоким риском — те, что негативно влияют на окружающую среду. Например, добывающие полезные ископаемые.

Если предприниматель предлагает услугу отбеливания зубов и делает это без лицензии, Роспотребнадзор может оштрафовать ИП, присудить категорию значительного риска и включить в список объектов контроля для плановых проверок.

Компании с высокой категорией риска чаще всего крупные. Но такую категорию могут присвоить и малому бизнесу.

Шанс попасть в список компаний и  с высоким риском возрастает, если бизнес привлекался к административной ответственности за последние три года. Или если контролирующее ведомство выдало предписание об устранении нарушений, но они так и не были устранены.

Чтобы не подпадать под дополнительные проверки, выполняйте рекомендации, которые вам выдают.

Что нужно запомнить

  • В 2023 году число проверок и других контрольных мероприятий сократится.
  • У малого и среднего бизнеса шансов попасть на проверку меньше. Большинство проверок будет у крупных предприятий, которые относятся к высоким категориям риска.
  • Количество профилактических визитов может вырасти. Это просто беседа, без последствий в виде штрафов и санкций. Но к ним тоже нужно готовиться. рекомендовала воспринимать как репетицию проверки.
  • Отказаться от профилактического визита можно, если он добровольный. Но отказы должны быть объяснены. От обязательного профилактического визита отказаться нельзя.
  • Компании или ИП могут сами пригласить орган власти с профилактическим визитом — если хотят проверить, что в их работе все по закону.

Сотрудничество с аутстаффинговой компанией помогает чувствовать себя уверенно

Зачастую проблемы возникают из-за того, что сотрудники компании не знают, как грамотно вести себя во время проверок, не уведомлены о своих правах, не понимают, что нужно и можно делать во время визита контролирующих органов, а чего делать не стоит.

Чтобы вы могли с уверенностью принимать проверяющих на своих объектах, мы проводим для своих клиентов специализированные инструктажи на тему того, как вести себя во время проверок. Наши специалисты расскажут о всех нюансах процедуры, познакомят сотрудников и руководителей с положениями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», объяснят, как общаться с проверяющими.

Больше проверок:  Прокуратура Яндекса и издательства пожаловались в прокуратуру «Яндекса»

Мы всегда готовы к любым госпроверкам, а значит, к ним готовы и наши клиенты! Остались вопросы? Оставляйте заявку, чтобы мы могли вас проконсультировать:

Проверяющие органы, которые могут прийти с проверками

Прежде всего, давайте разберемся, какие инспекции чаще всего навещают организации с целью проверок. В зависимости от вида деятельности компании, проверяющие могут быть разные, но основные государственные органы надзора, это:

— Федеральная служба по труду и занятости РФ, известная как ГИТ (Государственная инспекция труда

— Федеральная налоговая служба РФ;

— Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологиях и массовых коммуникаций, известная как Роскомнадзор

— Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ (ПФ и ФСС

— Министерство внутренних дел РФ, осуществляющее в т.ч. контроль за соблюдением миграционного законодательства

— Управление экономической безопасности и противодействия коррупции, отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП

Это далеко не полный список. Существует целый ряд государственных органов, имеющих полномочия к контролю и инспектированию деятельности организаций, например:

— Учреждения службы занятости;

— Центральный банк РФ;

— Государственная противопожарная служба;

— Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

— Государственный ветеринарный надзор;

Контрольные (надзорные) действия

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

  • осмотр (визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • досмотр (визуальное обследование помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • опрос (получение инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией);
  • получение письменных объяснений (запрос инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями);
  • истребование документов (предъявление (направление) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий);
  • отбор проб или образцов (изъятие (выборка) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных или дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для их направления на испытания или экспертизу в контрольный (надзорный) орган или экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • инструментальное обследование (совершается инспектором или специалистом по месту нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица либо по месту нахождения производственного объекта с использованием спецоборудования или технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • испытание (действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, его структурного подразделения с использованием специального оборудования или технических приборов для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • экспертизу (проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • эксперимент (использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), тест-заданий, тест-ситуаций).

Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:

  • выездное обследование;
  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейд;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Закона о госконтроле).

Стоит отметить, что определения понятия “контрольно-надзорное мероприятие” в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:

  • мероприятия со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами, включая дистанционное взаимодействие;
  • мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Больше проверок:  Федеральные региональные муниципальные и БЧ РФ Статья 9. Бюджетные полномочия муниципальных образований

Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).

Как аутстаффинговая компания берет ответственность на себя?

Если ваши сотрудники трудятся в рамках системы аутстаффинга или предоставления персонала, то вы просто показываете проверяющим органам договор с аутстаффинговой компанией, и все вопросы решает уже подрядчик.

Почему так? Ответ кроется в формате взаимоотношений аутстаффинговой компании и клиента (эту тему, кстати, мы затрагивали в статье про то, как определить мошенническую аутстаффинговую компанию): в большинстве случаев предоставляемые клиенту сотрудники оформлены на подрядчика, а не в штат компании-клиента.

Это означает, что все задачи, связанные с персоналом и кадровым делопроизводством, ведутся силами специалистов, а клиент лишь получает сотрудников для выполнения тех или иных работ. Контролирующим органам просто нечего проверять в вашей компании!

Какие проверки запретили

Бизнес периодически проверяют разные государственные ведомства: Роструд, Роспотребнадзор, МЧС и другие.

Это может быть документарная проверка, когда изучают документы компании. Или выездная, когда инспекторы приезжают на территорию компании или и смотрят на разные аспекты их работы.

Проверка может быть плановой, то есть по заранее установленному графику, или внеплановой — например, по жалобе клиента.

С внеплановыми проверками все  — они полностью не отменены, но ограничены. Их могут провести, если есть жалобы сторонних лиц. Например, Роскомнадзор может прийти с проверкой внепланово, если поступило десять и больше жалоб. Или могут прийти из трудовой инспекции по жалобе сотрудника.

Внеплановые проверки происходят внезапно. Предупреждают о них за 24 часа.

Запрет на 2023 год касается именно плановых проверок. В 2023 году у большинства компаний и  их не будет.

Введен мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году

Введен мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году

Введен мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году

Узнать, ваш бизнес в график плановых проверок на конкретный год, можно в разделе «Поиск проверок» на сайте Генпрокуратуры. На 2023 год пока ничего не намечено, информация появится в начале следующего года.

А также информацию о проверках на 2023 год в январе — феврале можно будет найти на сайтах надзорных органов. Вот их список:

Кроме плановых проверок в 2023 году отменили некоторые контрольные мероприятия, обычно их устраивают без предупреждения. Вот какие мероприятия не могут проводить.

Контрольные закупки. Это когда инспектор под видом обычного покупателя приобретает у вас товар или услугу, чтобы проверить, что вы работаете, не нарушая закон. Исключение — контрольная закупка для проверки правильности применения ККТ, если в ходе негласного выездного обследования торговой точки инспекторы заподозрят неладное.

Мониторинговые закупки. Похожи на контрольные, но сразу после совершения сделки полученный товар или услугу могут отдать на экспертизу.

Выборочный контроль. Обследование продукции на качество. Например, инспектор Роспотребнадзора может приехать в магазин и проверить условия хранения колбасы. А также отправить некоторые из продуктов на экспертизу.

Рейдовый осмотр. Проверка того, как несколько лиц эксплуатируют производственные объекты совместно. Например, Ростехнадзор может проверить объекты нефтегазового комплекса.

Если проверка проходит на вашей территории

В случаях, когда государственные органы все же должны выполнить проверку на территории вашего объекта, представитель подрядчика оперативно выезжает на место действия. В этой ситуации проверяющие обязаны дождаться сотрудника аутстаффинговой компании, ведь по закону проверка может осуществляться только в присутствии представителя проверяемого лица, которым, согласно договору, является аутстаффинговая компания.

Вы спокойно дожидаетесь появления специалиста, а затем он берет на себя всю работу по сопровождению проверки:

— Проверяет и фиксирует удостоверения проверяющих, не допуская мошенничества;

— Отслеживает наличие разрешения (приказа) о проведении проверки;

— Общается с представителями госорганов, сам предоставляет необходимые документы в корректном виде;

— Отслеживает, чтобы в ходе проверки не происходили нарушения и превышения полномочий со стороны проверяющих.

Предупрежден — значит, вооружен!

Лучший способ обезопасить себя от штрафов и санкций — быть заблаговременно готовым к любым проверкам: как плановым, так и внеплановым. Но здесь трудности кроются в том, что система государственных проверок довольно запутанная и не всегда понятна предпринимателям.

С Lexintel вы не будете испытывать таких сложностей, ведь мы регулярно отслеживаем предстоящие проверки в сводном плане, заблаговременно уведомляем о них, при необходимости приводим весь кадровый документооборот к корректному виду, а также ведем учет прошедших проверок. После проверки мы предоставим вам отчет с информацией о ее результатах.

Если вы не согласны с итогами проверки, наши юристы помогут оспорить ее результаты и отстоять ваши права. Мы боремся за честность и «обеление» рынка, поэтому обеспечение законности проверок — важная часть нашей работы!

Более того, мы предупреждаем наших клиентов о рисках внеплановых проверок и помогаем снижать вероятность их назначения за счет правильного ведения документооборота и кадров.

Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ

В соответствии с частью 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном разделе сайта Генеральной прокуратуры размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.

С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Больше проверок:  Найдите идеальное оборудование в надежных магазинах | Обширный выбор, консультации экспертов

Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки бизнеса проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее 3-х лет.

Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, федерального государственного пробирного надзора, внешнего качества работы аудиторских организаций, а также проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».

С какими проверками могут прийти к бизнесу в 2023 году

Проверки, в отношении которых не действует риск-ориентированный подход, проводятся. Например, те, что относятся к постоянному государственному контролю — скажем, проверка промышленной безопасности, объектов электросетевого хозяйства или оборудования, работающего под высоким давлением.

Налоговые проверки в 2023 году тоже могут быть. Выездные — по месту работы бизнеса, камеральные проверки отчетности — в офисе налоговой.

От выездных налоговых проверок до 3 марта 2025 года освобождены Такая проверка может быть, только если ее назначил руководитель налоговой.

Особенности правового регулирования

Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

Могут ли прийти с проверкой до конца 2022 года

Новые правила распространяются на 2023 год. До конца 2022 года действуют старые правила, по которым прийти с проверками могут к более широкому списку компаний.

С плановыми проверками в 2022 году могут прийти:

  • К организациям чрезвычайно высокого риска. Например, тем, кто работает с детьми или занят водоснабжением.
  • К производственным объектам, отнесенным ко второму классу опасности. Например, могут проверить организации, которые бурят и добывают нефть, газ и газовый конденсат.
  • К компаниям, занимающимся содержанием, разведением и убоем свиней — с ветеринарным контролем.
  • К организациям, которые содержат и используют гидротехнические сооружения второго класса: дамбы, шлюзы.

вас плановая проверка в этом году, можно узнать на сайте Генпрокуратуры.

К другим компаниям и ИП до конца 2022 года могут прийти с обязательным профилактическим визитом. Отказаться от него нельзя.

Внеплановые проверки и контрольные мероприятия до конца 2022 года также могут быть проведены после согласования с прокуратурой РФ. На это должна быть причина. Вот возможные варианты:

  • Компания или предприниматель причинили вред жизни или тяжкий вред здоровью человека. Например, в большой партии детского талька были обнаружены примеси асбеста.
  • угрожает обороне страны. Например, хакеры провели атаки на важные объекты инфраструктуры, поэтому необходимо расследовать утечку данных.
  • Руководитель или замруководитель налоговой службы распорядился проверить, как компания либо ИП использует контрольно-кассовую технику.

Без согласования с прокуратурой внеплановые проверки тоже могут быть — если такое поручение издаст президент РФ, председатель или прокурор. А также если произошло серьезное. Например, на рынок попало фальсифицированное лекарство и его надо изъять из аптек.

Кто может сам попросить о профилактическом визите

Любые компании или ИП могут попросить регулятора прийти с визитом. Это нужно, если бизнес хочет проверить, он делает по закону. Профилактический визит — своего рода консультация с инспектором органа власти.

Бизнесу тут важно знать, что после профилактического визита к нему могут прийти и с проверкой — если инспектор решит, что она нужна.

Обращаться с такой просьбой лучше, когда нет радикального несоблюдения законодательства. Например, не стоит приглашать Роскомнадзор, если вы собираете персональные данные на сайте, но храните их на серверах за пределами России. Сначала постарайтесь сами выполнить требования закона, а уже потом зовите госорганы — для уточнения деталей.

Если бизнес включен в план проверок на 2023 год, можно попросить о проведении профилактического визита. Прислать обращение с просьбой нужно более чем за два месяца до проведения запланированного контрольно-надзорного мероприятия. Если проверка должна быть у вас в начале 2023 года, отправить запрос на профилактический визит нужно уже в этом году.

Бизнес, который не включен в план проверок на 2023 год, тоже может подать заявку на профилактический визит. Например, небольшой производитель молочной продукции, не имевший ранее проблем с Роспотребнадзором, будет стоять в плане проверок. Поэтому можно звать Роспотребнадзор с профилактическим визитом, если это необходимо.

Форма приглашения на профилактический визит может быть любой. Как именно отправить приглашение, зависит от региона и органа, который вы хотите пригласить. Контакты для отправки заявки ищите на сайте ведомства. Например, вот контакты Гострудинспекции по Курской области.

Оформить профилактический визит можно и на госуслугах. Для этого нужно сначала выбрать категорию, например «Контроль в сфере образования» или «Муниципальный земельный контроль», и далее конкретную услугу — «Профилактический визит».

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

2021,
государственное управление,
государственный контроль (надзор),
ИП,
МСБ,
правоприменение,
проверка документов,
проверки организаций и ИП,
регуляторная гильотина,
юрлица,
Минэкономразвития России,
Алексей Херсонцев