Контроль проверки состояния

11 марта 2022

Объем данного документа превышает нормы публикации материалов на страницах нашего сайта. Воспользуйтесь текстом в прилагаемом файле (формат RTF).

  • Новости и аналитика
  • Аналитические статьи

25 августа 2020

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.

Президент РФ подписал новый Закон о государственном и муниципальном контроле, которым:

– определены процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля;

– основной акцент сделан на профилактических мероприятиях;

– предусмотрена новая модель управления рисками;

– дополнен перечень контрольно-надзорных мероприятий;

– предусмотрена цифровизация контроля.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных норм, для которых предусмотрен иной срок. Прописаны переходные положения.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”

Вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением статьи 30, части 2 статьи 53, вступающих в силу с 1 марта 2022 г., и части 2 статьи 39, вступающей в силу с 1 января 2023 г.

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 31 июля 2020 г. N 0001202007310018, в “Российской газете” от 5 августа 2020 г. N 171, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 31 (часть I) ст. 5007

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2023 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 октября 2022 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 декабря 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 июня 2021 г.

Если организация относится к группе низкой степени риска, то промежуток между плановыми проверками может достигать до 5 лет. Но и в этот период никто не застрахован от визитов контролирующих органов. Вас могут посетить с целью внеплановой проверки или мониторинга.

Основные действия при внеплановой налоговой проверке мы уже перечислили в этой статье. В данном материале мы доступно объясним, в чем состоят отличия мониторинга от проверки и каковы ваши права в первом случае.

Мониторинг как форма госконтроля

С 1 октября 2012 года появилась новая форма госконтроля – мониторинг. Он утвержден указом №332.

Основное отличие мониторинга от любой проверки – его направленность на предупреждение правонарушений в ходе предпринимательской деятельности. Такие профилактические меры включают в себя:

  • Наблюдение;
  • Анализ;
  • Оценку;
  • Установление причинно-следственных связей.

Если обнаружены какие-либо нарушения, гос. лицо предоставляет организации письменные рекомендации и возможность избежать штрафов. А вот игнорирование этих предписаний влечет за собой административную ответственность.

Таким образом, новая форма контроля является лояльной по отношению к предпринимателям и позволяет им вовремя предотвратить нарушения.
Мониторинг может проводиться двумя способами:

О его ходе вы не узнаете. И только если обнаружатся правонарушения, вас уведомят и направят рекомендации;

Вы участвуете в самом процессе проведения мониторинга.

Права должностных лиц налоговых органов

Сотрудник гос.органов, проводящий мониторинг, не имеет тех же полномочий, которые имеет проводящий проверку.
Проведение мониторинга допустимо как на объекте (визуальный мониторинг), так и вне его. В первом случае представители гос.службы открыто оценивают деятельность субъекта.

Со стороны проверяющих непозволительно:

  • требовать и изымать какие-либо документы, даже удостоверения личности;
  • находиться за прилавком продавца;
  • обыскивать ваши документы, вещи, транспортные средства;
  • просить доступ к базам данных;
  • требовать от вас письменные и устные объяснения;
  • использовать технические средства (видео-, фотокамеру, звукозаписывающие устройства и т.д.).

В его права входит сверка внешней составляющей деятельности объекта с тем, что указано в доступных ему источниках.

На что проверяющие органы имеют право:

  • Входить в общедоступные места (торговые точки, выставки и др.), в остальных случаях – только с вашего согласия;
  • Пользоваться интернетом, фото- и видеоматериалами;
  • Запрещать или приостанавливать вашу деятельность при выявлении нарушений;
  • Давать рекомендации по устранению правонарушений.

В процессе мониторинге может быть выявлено, например, что в налоговых органах показана лишь часть фактической выручки, так как не вся она отражается в отчетности.

Как вести себя в ходе мониторинга

Когда вас коснулся налоговый мониторинг, вы вправе:

  • не впускать контролирующие органы в места, которые не являются общедоступными;
  • выполнить предписанные рекомендации и в срок уведомить об этом налоговые органы;
  • обжаловать результаты мониторинга.

При этом нужно знать свои обязательства:

  • выполнять требование/предписание о приостановлении/запрете деятельности;
  • письменно сообщать налоговому органу, вынесшему требование/предписание о приостановлении/запрете деятельности, об устранении нарушений, повлекших такое(-ой) приостановление/запрет.

Если вы проигнорируете данные вам рекомендации либо те же нарушения будут обнаружены повторно, возможно применение мер административной ответственности.

В ходе реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) правительство создает цифровую платформу мониторинга контроля и надзора в России — все существующие сейчас информсистемы, задействованные в ней, будут связаны. Интегрированная среда для управления КНД, по расчетам правительства, позволит продолжить одну из крупнейших реформ за последние десятилетия. На первом этапе ресурсы для этой реформы конечны, в дальнейшем унификация взаимодействия в КНД и возможность быстрой модернизации административных процессов в госорганах позволят управлять административной нагрузкой на экономику намного более эффективно.

Как стало известно “Ъ”, в аппарате правительства создается так называемая цифровая платформа мониторинга КНД — инструмент, объединяющий всю имеющуюся у органов власти информацию о том, что происходит в этой сфере. Основные задачи проекта — объединить все информсистемы госструктур, участвующих в контрольно-надзорной деятельности, обеспечив аналитическую обработку этой информации в режиме реального времени на территории всей страны.

По данным “Ъ”, проект цифровой платформы, инициированный главой аппарата правительства вице-премьером Дмитрием Григоренко, рассматривается как новый этап (его сроки пока не определены) в реформе КНД, идущей с 2017 года, и позволит продолжить ее в новом качестве — как постоянно управляемый процесс.

Напомним, сама по себе реформа включала несколько связанных треков, каждый из которых считался отдельной проблемой. С точки зрения бизнеса смежными проблемами были практики КНД в проверяющих госструктурах (большая административная нагрузка на проверяемых, коррупция и угроза разрушения бизнеса, архаичность технологий проверок) и сложность и фрагментарность требований к проверяемым (всякий контролер имел свои правила проверок). Часть правительства считала проблемами состояние законодательства (множество устаревших требований), отсутствие систем управления рисками, нечетко определенные поля контроля разных госструктур и их пересечения (последствия — от внутренних конфликтов в органах власти до избыточной траты ресурсов на КНД) и неэффективность КНД как таковой. Наконец, позже выявились более системные сложности: исправление конкретных проблем КНД было, по сути, разовым, а управлять этой деятельностью как чем-то единым было невозможно из-за отсутствия общей информации о происходящем и дороговизны и сложности тотальной цифровизации всей КНД.

Больше проверок:  Экспертные услуги юридической экспертизы для вашей компании | Повысьте соответствие требованиям и минимизируйте риски

Со второй половины 2020 года реформа, из-за пандемии почти выпав из общественного поля зрения, вошла в новую стадию.

Так, в рамках «регуляторной гильотины», охватывающей 190 видов госконтроля и почти 500 тыс. обязательных требований, было отменено 12,3 тыс. нормативно-правовых актов (9,3 тыс.— советского времени) и около 33% требований, значительная часть — упрощены (впрочем, из-под действия этой части реформы КНД заранее была выведена значительная часть сферы работы силовых органов). Установлены и постоянные механизмы консультаций с бизнесом и экспертами по введению новых обязательных требований. Законодательство в этой сфере было обновлено, велась и унификация подходов к проверкам и к системам управления рисками в органах КНД. Наконец, создавались интерфейсы взаимодействия проверяемых и проверяющих, включая цифровые. Впрочем, на этом этапе, видимо, стало очевидно, что ресурсы подобных реформ велики (что и обеспечило популярность реформы КНД по крайней мере в бизнес-сообществе), но не безграничны: риск-ориентированный контроль в каждом госоргане будет специализироваться, а вся система — терять стройность и управляемость.

Для малого бизнеса мораторий на проведение плановых проверок был введен с 2021 года. Это было сделано для поддержки субъектов МСП в период пандемии. Поскольку сейчас наша экономика держит новый удар из-за введения санкций в отношении России, данная мера была продлена  на 2023 год, а в отношении аккредитованных IT-компаний – до 31 декабря 2024 года. Крупный бизнес долгое время не подпадал под действие моратория. Но теперь положение изменилось, поскольку кабмин для поддержки российского бизнеса установил общий мораторий на проведение плановых проверок. Из этого правила все же предусмотрены некоторые исключения, о которых мы поговорим в данной статье. Кроме того, рассмотрим, какие ограничения коснулись внеплановых проверок и что изменилось в порядке проведения налоговых проверок.

Мораторий на плановые проверки в 2023 году

Установлены особенности осуществления государственного и муниципального контроля в 2023 г. В частности, в 2023 г. по общему правилу плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки, проводимые в соответствие с Федеральными законами от 26.12.2008 N 294-ФЗ и от 31.07.2020 N 248-ФЗ, могут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Установлен перечень видов контроля (надзора), проверок, к которым особенности проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля не применяются. В частности, это проверки, проводимые в рамках госконтроля за исполнением региональными властями полномочий в сферах естественных монополий и госрегулирования тарифов.

Мораторий на внеплановые проверки в 2023 году

Внеплановые проверки (мероприятия) в 2023 г. проводятся только по определенному перечню оснований. В том числе они проводятся по согласованию с прокуратурой при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований или, например, при угрозе:

— причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

— обороне страны и безопасности государства;

— возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

С 2023 г. мораторий на внеплановые проверки ККТ отменяется. Об этом предпринимателей предупредило Минэкономразвития, выпустив письмо от 15.11.2022 N Д24и-37133. Речь идет о внеплановых проверках применения ККТ и контроля полноты учета наличной выручки.

Мораторий на налоговые проверки в 2023 году

Мораторий на налоговые проверки для большинства организаций (ИП) не установлен. Исключение составляют аккредитованные IT-компании. В отношении них ограничены выездные налоговые проверки. По общему правилу налоговые органы до 3 марта 2025 г. включительно не назначают и не проводят выездные проверки аккредитованных IT-компаний. Однако есть случай, когда этот запрет не применяется.

До 1 июля 2022 г. налоговым органам запрещалось принимать решения о блокировке операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников. Это ограничение было введено с некоторым исключением. Сейчас налоговые органы до отдельного распоряжения не должны принимать решения о такой блокировке до истечения двух недель с момента направления в банк поручений на списание и перечисление налоговой задолженности.

ФНС России, проводя налоговый контроль цен и рассматривая заявления о заключении соглашений о ценообразовании, будет учитывать санкции и их влияние на контролируемые сделки. При реализации продукции на экспорт с дисконтом из-за санкций можно исключить риски налоговых доначислений, описав ситуацию в документации, обосновывающей ценообразование. Такая документация подается на основании ст. 105.15 НК РФ.

На кого не распространяется мораторий на проверки

Как уже отмечалось, мораторий на проверки не касается сферы налоговых, валютных и таможенных проверок.
Кроме того, из общего правила о моратории на плановые проверки кабмином установлены исключения. Так, Постановлением Кабмина РФ от 10.03.2022 № 336 допускается осуществление плановых мероприятий в рамках:

  • санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска. Проверке подлежат дошкольное, начальное, основное и полное общее образование, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, детские лагеря в период каникул, организация общепита для детей, перинатальные центры и родильные дома, соцуслуги с обеспечением проживания, а также водоподготовка и водоснабжение;
  • пожарного надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска. Проверке подлежат дошкольное, начальное, основное и полное общее образование, организация отдыха детей и их оздоровления, детские лагеря в период каникул, перинатальные центры и родильные дома, соцуслуги с проживанием;
  • надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности;
  • ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства.

Также ограничения, установленные постановлением № 336 кабмина, не распространяют свое действие на организацию и проведение:

  • спецрежимов госконтроля (надзора): мониторинг и постоянный рейд;
  • режима постоянного госконтроля (надзора).

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

Больше проверок:  C cleaner для windows

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

2021,
государственное управление,
государственный контроль (надзор),
ИП,
МСБ,
правоприменение,
проверка документов,
проверки организаций и ИП,
регуляторная гильотина,
юрлица,
Минэкономразвития России,
Алексей Херсонцев

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:

  • выездное обследование;
  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейд;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Закона о госконтроле).

Стоит отметить, что определения понятия “контрольно-надзорное мероприятие” в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:

  • мероприятия со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами, включая дистанционное взаимодействие;
  • мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).

Мониторинг законодательства и судебной практики № 86 (декабрь 2021 года – апрель 2022 года)

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” (Постановление № 336).Дата вступления в силу: 10 марта 2022 года.

В 2022 году будут не будут проводиться плановые проверки. Исключения – отдельные объекты контроля и виды деятельности, перечисленные в пункте 2 Постановления № 336.

Внеплановые проверки проводятся в случаях, перечисленных в пункте 3 Постановления №336. Один из таких случаев – проверка “по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям”, что на практике позволяет организовать внеплановую проверку практически в любой ситуации.

Кроме того, Постановление №336 распространяется только на проверки, которые регулируются Федеральными законами “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и  “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Проверки, которые находятся за пределами данных законов (например, проверки “силовых органов”, а также проверки Банка России), Постановлением №336 не охватываются, а значит, могут проводиться в прежнем режиме.

В итоге, утверждать о полной отмене в 2022 году плановых и внеплановых проверок бизнеса все-таки нельзя.

Обзор документа

Бизнес освободили от проверок до конца 2022 г.

Правительство установило запрет на проведение до конца 2022 г. плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля. При этом в ряде случаев допускается проведение запланированных на этот год контрольных (надзорных) мероприятий в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.

Внеплановые проверки будут проводиться в исключительных случаях при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения ЧС. В этом случае они должны быть согласованы с органами прокуратуры. Также внеплановые проверки могут проводиться по поручению Президента и Правительства. Допускается осуществление профилактических мероприятий.

Установленные ограничения не распространяются на организацию и проведение специальных режимов и режима постоянного госконтроля (надзора).

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ

В соответствии с частью 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном разделе сайта Генеральной прокуратуры размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.

С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки бизнеса проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее 3-х лет.

Больше проверок:  Обеспечьте пожарную безопасность магазина с помощью комплексной проверки пожарной безопасности

Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, федерального государственного пробирного надзора, внешнего качества работы аудиторских организаций, а также проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».

Как Белый дом поднял цифровизацию КНД на свой уровень

Цифровая платформа мониторинга КНД призвана решить большую часть этих проблем: по существу, это новый этап реформы, реализующий на практике положения нового закона о госконтроле и его так называемого закона-спутника 170-ФЗ. В рамках этого проекта объединяются все созданные в КНД информсистемы, в том числе уже объединяющиеся сейчас в рамках нового закона о госконтроле. Напомним, по нему созданы и запущены в 2020–2021 годах в промышленную эксплуатацию три госинформсистемы: единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (он приходит на смену Единому реестру проверок, существовавшему в том числе для их согласования с прокуратурой), единый реестр видов контроля и информсистема досудебного обжалования. По ней с августа 2020 года по 30 июня 2021 года Белый дом в 19 контрольных ведомствах по 63 видам контроля провел эксперимент, признанный успешным: досудебное обжалование действий органов КНД было обязательным для всех, создан электронный интерфейс по жалобам. С 1 июля по 59 видам контроля досудебное обжалование в единой системе обязательно, с 1 января 2023 года оно станет обязательным для всех видов госконтроля, упомянутых в новом законе о нем.

К этому времени единая цифровая платформа должна сильно расширить возможности правительства в КНД.

За счет доступа к аналитике по всем видам контроля в режиме реального времени, сопоставления ее с данными ГАС «Управление» и другими госинформсистемами, в том числе бюджетными, станут возможными детальные и достоверные оценки деятельности КНД, ее результативности, а также связи особенностей ее устройства в конкретном органе с показателями. Но, видимо, главное в идее цифровой платформы — то, что это настраиваемая и масштабируемая система, позволяющая продолжить реформу КНД во внепроектном режиме. В «гражданской» части возможна постоянная динамическая адаптация КНД к нуждам экономики — предыдущий этап реформы этого не предполагал.

Контрольные (надзорные) действия

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

  • осмотр (визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • досмотр (визуальное обследование помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • опрос (получение инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией);
  • получение письменных объяснений (запрос инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями);
  • истребование документов (предъявление (направление) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий);
  • отбор проб или образцов (изъятие (выборка) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных или дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для их направления на испытания или экспертизу в контрольный (надзорный) орган или экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • инструментальное обследование (совершается инспектором или специалистом по месту нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица либо по месту нахождения производственного объекта с использованием спецоборудования или технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • испытание (действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, его структурного подразделения с использованием специального оборудования или технических приборов для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • экспертизу (проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • эксперимент (использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), тест-заданий, тест-ситуаций).

Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).