Месяц начала проведения кнм что это

План контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) в отношении юридических лиц и ИП формируется прокуратурами российских субъектов согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2428. Единый реестр размещается на сайте Генеральной Прокуратуры в срок до 15 декабря, предшествующего году проверки.

Исключение составляют проверки Федеральной налоговой службы – она не формирует публичные планы КНМ. Более того, подобные планы относятся к категории документов для служебного пользования и не подлежат обнародованию.

План может быть предоставлен только по требованию определенного круга лиц, например, Министерства внутренних дел России. Тем не менее эксперты консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», изучив регламенты налоговой службы, определили ряд признаков, которые могут привлечь внимание инспекторов и станут основанием для включения организации в план проверок на 2023 год.

  • Новости и аналитика
  • Аналитические статьи

25 августа 2020

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.

В связи с непростой политико-экономической ситуацией в 2022 году Правительству РФ были переданы полномочия по установлению особенностей проведения контрольно-надзорной деятельности в РФ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (см. п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ).

Правительство РФ воспользовалось этим полномочием дважды:

– постановлением от 10.03.2022 N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” (далее – Постановление N 336) с 10 марта по 31 декабря 2022 года был введен очень жесткий мораторий на плановые и внеплановые проверки и КНМ;

– октябрьскими поправками в Постановление N 336 был, фактически, введен мораторий на проверки и КНМ на 2023 год – поправки запрещают включать в План проверок-2023 значительную часть контролируемых лиц:

Мероприятия в отношении государственных и муниципальных садиков и школ

Пунктом 11.4 Постановления N 336 запрещено планировать (и, следовательно, проводить) плановые КНМ в отношении государственных и муниципальных детсадов и школ, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Однако в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит (далее также – профвизит), отказаться от которого садик или школа не могут (этим он отличается от обычного профилактического визита, см. ч. 6 ст. 52 Закона о госконтроле).

При этом решение о проведении профвизита включается не в план КНМ-2023, а в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год (абзац 6 п. 11.4 Постановления N 336). Следовательно, искать “свой” профилактический визит нужно не в ЕРКНМ, а в Программе профилактики соответствующего надзорного органа.

Кроме того, в рамках такого профвизита инспекторам разрешается проводить целый ряд контрольных надзорных действий:

– отбор проб (образцов),

– экспертизу (абзац 2 п. 11.4 Постановления N 336).

Таким образом, профилактические визиты в школы и садики в 2023 году будут максимально приближены к такому КНМ, как выборочный контроль (ст. 69 Закона о госконтроле; отличие лишь в том, что во время выборочного контроля инспектор вправе получать письменные объяснения, а Постановление N 336 не разрешает проводить такое контрольное (надзорное) действие).

Согласно абзацу первому п. 11.4 Постановления N 336 указанный профилактический визит должен быть проведен за 1 день, однако:

– визит можно продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней (абзац 3 п. 11.4 Постановления N 336),

– срок визита можно приостанавливать в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления этих экспертиз или испытаний (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336). Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний. Для приостановления срока необходимо, чтобы инспектор, который проводит профвизит, составил мотивированное представление в адрес своего начальника – то есть уполномоченному должностному лицу надзорного органа (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336).

Если по итогам такого профвизита были выявлены нарушения, то инспектор составляет предписание об устранении этих нарушений и выдает:

– предписание – садику /школе либо учредителю,

– либо копию предписания – учредителю, если оригинал предписания выдан школе/ детскому саду (абзац 5 п. 11.4 Постановления N 336).

Больше проверок:  <strong>без сапог</strong>

Хозяйствующие субъекты, кого будут планово проверять в 2023 году, получили возможность провести у себя “пробное” КНМ.

Для этого они должны обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Если такая просьба поступила не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган должен включить запрошенный профвизит в свою программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336). Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336).

Такой профилактический визит является “классическим”: без предписаний, без наказания (ч. 8 ст. 52 Закона о госконтроле). Зато по его итогам инспектор даст рекомендации по соблюдению обязательных требований (ч. 2 ст. 52 Закона о госконтроле), и проверяемое лицо сможет качественно подготовиться к грядущему плановому КНМ.

Однако те организации и ИП, которые попали План проведения плановых проверок (то есть проверок, которые регулируются нормами Закона N 294-ФЗ), лишены возможности провести у себя профилактический визит: во-первых, Закон N 294-ФЗ не предусматривает такой формы профилактических мероприятий, а во-вторых, абзац третий п. 11.3 Постановления N 336 упоминает только плановые КНМ, но не плановые проверки.

Мораторий-2023 не распространяется на внеплановые проверки и КНМ – подобного ограничения для 2023 года не предусмотрено Постановлением N 336, а Минэкономразвития заявило о нецелесообразности продления моратория на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год (письмо от 15.11.2022 N Д24и-37133).

Таким образом, внеплановые проверки в 2023 году могут проводиться без ограничений, по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, а внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия – по основания, предусмотренным ст. 57 Закона о госконтроле.

Прокурорские, налоговые, таможенные и подобные проверки

Мораторий-2023 на плановые проверки распространяется исключительно на такие виды надзора/контроля, которые подчиняются правилам, установленным Законом о госконтроле или Законом N 294-ФЗ.

Все остальные виды надзора, – поскольку они выведены из-под регулирования Закона о госконтроле и Закона N 294-ФЗ, – никакого моратория не предполагают. Перечень таких видов надзора установлен ч. 3 ст. 1 и чч. 4 и 5 ст. 2 Закона о госконтроле, чч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ.

Особенности контрольно-надзорных мероприятий со стороны налоговой службы

Первые проверки налоговой службы начинаются с января месяца и длятся в течение года – без исключений. Есть ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит минимизировать риск выездной проверки в 2023 году.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:

  • выездное обследование;
  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейд;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Закона о госконтроле).

Стоит отметить, что определения понятия “контрольно-надзорное мероприятие” в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:

  • мероприятия со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами, включая дистанционное взаимодействие;
  • мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Больше проверок:  Рязанская управа

Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).

Контрольные (надзорные) действия

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

  • осмотр (визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • досмотр (визуальное обследование помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • опрос (получение инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией);
  • получение письменных объяснений (запрос инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями);
  • истребование документов (предъявление (направление) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий);
  • отбор проб или образцов (изъятие (выборка) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных или дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для их направления на испытания или экспертизу в контрольный (надзорный) орган или экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • инструментальное обследование (совершается инспектором или специалистом по месту нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица либо по месту нахождения производственного объекта с использованием спецоборудования или технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • испытание (действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, его структурного подразделения с использованием специального оборудования или технических приборов для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • экспертизу (проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • эксперимент (использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), тест-заданий, тест-ситуаций).

Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).

Больше проверок:  Проверить кадастровый номер земельного участка в реестре онлайн

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

2021,
государственное управление,
государственный контроль (надзор),
ИП,
МСБ,
правоприменение,
проверка документов,
проверки организаций и ИП,
регуляторная гильотина,
юрлица,
Минэкономразвития России,
Алексей Херсонцев

Особенности правового регулирования

Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

Кто рискует попасть в реестр проверок налоговой службы

В приоритетном порядке в перечень организаций для выездной проверки включаются предприятия, участвующие в схемах ухода от налогообложения. Это может быть выявлено по результатам КНМ в отношении контрагентов, субподрядчиков и пр.

Также инспекторы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности юридического лица – с использованием внутренней информации и внешних источников данных. Он позволяет выявить возможные правонарушения.

Налогоплательщик может самостоятельно проверить, насколько он рискует попасть в реестр. Вот критерии оценки:

1. Компания платит меньше налогов, чем аналогичные предприятия в данной отрасли.

2. Несколько периодов подряд в налоговой отчетности отражаются убытки.

3. В определенный период компания произвела большие суммы вычетов.

4. Темпы роста расходов опережают аналогичные темпы по доходам при продаже товаров и оказании услуг.

5. Средний уровень зарплаты ниже, чем в отрасли по региону.

6. Не один раз компания приближалась по доходам к уровню, который уже означает необходимость перевода малого бизнеса в средний, а среднего, например, в крупный.

7. Расходы ИП практически тождественные его доходам.

8. Договора заключаются с перекупщиками или посредниками из цепочки контрагентов, но при этом не прослеживается деловая цель.

9. Игнорирование компанией уведомлений от налоговой службы о предоставлении информации по выявленным несоответствиям.

10. Постоянная смена адреса – от юрисдикции одной налоговой к юрисдикции другой.

11. Уровень рентабельности сильно отличается от аналогичных показателей по другим предприятиям из отрасли.

12. Присутствует высокий налоговый риск при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая, что в 2022 году ряд преференций получили IT-компании, то к ним налоговая будет относиться с пристальным вниманием. Также вероятен перенос плановых выездных проверок, запланированных на текущий год, но отмененных в связи со сложившейся обстановкой, на период с января по декабрь 2023 года. Так как в публичном доступе отсутствует план КНМ, то сложно определить наверняка, было ли запланировано на этот год контрольное мероприятие в отношении той или иной организации.

Обратите внимание, как давно и каких ваших контрагентов проверяли. Если были выявлены нарушения, то возрастает вероятность попасть в жернова инспекторов для вашей компании.

Я и эксперты «Лавник и Партнеры» поможем оценить риски выездной налоговой проверки, минимизировать их с учетом критериев, разработанных ФНС России и судебной практики.

Роман Лавник, Предприниматель и Управляющий партнер консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», эксперт в сфере налогообложения и налоговых рисков, кандидат экономических наук.