Непредвиденный км

В продолжение цикла публикаций, посвященных осуществлению государственного пожарного надзора в условиях вступившего в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248), в данной статье расскажем об организации и порядке проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях, их целях, видах, формах, а также сроках, условиях и основаниях для проведения.

Общие вопросы организации внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий

Итак, в соответствии с ФЗ № 248 и принятым для реализации его требований Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в редакции постановлений Правительства РФ от 25.06.2021 № 1016 и от 01.12.2021 N 2169), основанием для проведения органами государственного пожарного надзора внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) может быть:

1) наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Указанные сведения органы государственного пожарного надзора получают:

  • при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
  • при проведении КНМ, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Здесь необходимо учитывать, что надзорный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации, со средства массовой информации расходов, понесенных им в связи с рассмотрением обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения;

2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности;

5) поступление от контролируемого лица (лицензиата) в надзорный лицензирующий орган информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований.

Должностными лицами государственного пожарного надзора могут проводиться следующие виды внеплановых КНМ:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) выездная проверка;

г) документарная проверка;

д) выборочный контроль.

Рассмотрим каждый из этих видов КНМ, а также действия, которые могут совершаться в ходе их проведения.

Порядок организации и проведения инспекционного визита при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под инспекционным визитом понимается КНМ, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта надзора.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица по месту его нахождения (осуществления деятельности) либо по месту нахождения объекта надзора. При этом контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.

Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.

Внеплановый инспекционный визит, основанием которого является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

В ходе проведения инспекционного визита инспектором государственного пожарного надзора (далее — инспектором ГПН) могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
  • получение письменных объяснений;

О проведении каждого из перечисленных выше контрольных (надзорных) действий, а также о таких контрольных (надзорных) действиях, как отбор проб (образцов) и экспертиза (речь о них пойдет далее при рассказе о выездных проверках) мы подробно рассказывали в статье о порядке проведения плановых КНМ. А так как они ничем не отличаются, предлагаем ознакомиться с ними по ссылке, расположенной ниже.

Непредвиденный км

Порядок организации и проведения рейдового осмотра при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под рейдовым осмотром понимается КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности по использованию (эксплуатации) объектов надзора, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом надзора.

Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) КНМ.

Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

При проведении рейдового осмотра инспекторы ГПН вправе взаимодействовать с находящимися на объектах надзора лицами.

Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют объектами надзора, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).

Рейдовый осмотр, основанием которого является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Порядок организации и проведения выездной проверки при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под выездной проверкой понимается комплексное КНМ, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим объектами надзора и (или) использующим их в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований пожарной безопасности, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется посредством заблаговременного, а именно не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, направления копии распоряжения (решения) о проведении выездной проверки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен в орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора), и (или) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения.

Внеплановая выездная проверка, основанием которой является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

В ходе проведения рейдового осмотра
и выездной проверки инспектором ГПН могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

Еще раз напомним, что о каждом из перечисленных контрольных (надзорных) действий мы подробно рассказывали в статье о порядке проведения плановых КНМ.

Непредвиденный км

Порядок организации и проведения документарной проверки при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Под документарной проверкой понимается КНМ, которое проводится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований пожарной безопасности и решений надзорного органа.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа государственного пожарного надзора, результаты предыдущих КНМ, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

При проведении документарной проверки надзорный орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.

Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

Порядок организации и проведения выборочного контроля при внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии

Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, в отношении продукции.

О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • получение письменных объяснений;
  • отбор проб (образцов);

При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выборочного контроля используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Отбор проб (образцов) может быть осуществлен в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы.

Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб образцов является приложением к акту КНМ.

Внеплановый выборочный контроль, основанием которого является наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Отдельные особенности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий

Порядок согласования надзорным органом с прокурором проведения внепланового КНМ, а также типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового КНМ и решения прокурора о результатах его рассмотрения установлены приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”».

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, в случае если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 ФЗ № 248. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового КНМ может не проводиться.

Больше проверок:  Ерп 365

Кроме этого следует учитывать, что на основании пункта 12 постановления Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов», которое вступает в силу с 1 марта 2022 года, органы государственного пожарного надзора при проведении внеплановых КНМ (за исключением КНМ, основанием для проведения которых является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований) вправе применять проверочные листы.

На сегодняшний день формы проверочных листов для объектов различных классов функциональной пожарной опасности утверждены приказом МЧС России от 17 февраля 2021 г. № 88 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности».

Проверочные листы, указанные в распоряжении (решении) о проведении КНМ, заполняются инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.

Проверочные листы общедоступны. Используя их, контролируемое лицо имеет возможность провести самопроверку своего объекта и принять соответствующие меры по устранению на нем самостоятельно выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Оформление акта по результатам КНМ производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие.

В случае установления в ходе проведения КНМ либо профилактического мероприятия факта эксплуатации зданий, помещений, сооружений, строительство которых не завершено, а также эксплуатации жилых помещений не в соответствии с установленным классом функциональной пожарной опасности и (или) проектной документацией органом государственного пожарного надзора в течение 3 рабочих дней направляется соответствующая информация в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы местного самоуправления для принятия мер в рамках предоставленных полномочий.

В случае если проведение КНМ оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения КНМ, инспектор ГПН составляет акт о невозможности проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности его проведения в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 ФЗ № 248. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного КНМ в любое время до его завершения. Также в этом случае руководитель (заместитель руководителя) органа государственного пожарного надзора вправе принять решение о выдаче распоряжения о проведении в отношении контролируемого лица такого же КНМ без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.

Уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную статьей 19.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Таким образом, мы рассмотрели основные
требования действующего законодательства к организации и порядку проведения
органами государственного пожарного надзора внеплановых КНМ, таких как инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка, документарная
проверка, выборочный контроль. Надеемся, что данная информация поможет нашим читателям
быстрее освоиться в реалиях обновленного надзора (контроля) за соблюдением
требований пожарной безопасности.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.

В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.

С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

Непредвиденный км

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ, сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) предусматривается возможность проведения в 2023 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) (в виде документарной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований незамедлительного проведения контрольной закупки.

В этой связи управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее – Управления) поручается организовать в 2023 году проведение КНМ в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей с учетом следующего.

1. Документарные проверки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) основанием для проведения КНМ, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, в том числе, является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

При этом согласно части 1 статьи 58 Федерального закона № 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:

1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

2) при проведении КНМ, включая КНМ без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Статьей 60 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированные представления о проведении КНМ, о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также об отсутствии основания для проведения КНМ.

В целях рассмотрения ФНС России мотивированных представлений о проведении КНМ, а также принятия заместителем руководителя ФНС решения о проведении внепланового КНМ в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, Управлениям сообщается следующее.

1.1 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций.

Указанным письмо предусматривалось, что при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа (руководителю (заместителю руководителя) территориального налогового органа) мотивированное представление о проведении КНМ. Указанное представление рассматривается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа после снятия ограничений, предусмотренных Постановлением № 336, с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При этом, по итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, мотивированное представление о проведении КНМ может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);

2) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

При установлении одновременного наличия вышеуказанных критериев по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина или организации, должностное лицо территориального налогового органа может сформировать мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки и направить указанные документы на рассмотрение в Управление оперативного контроля ФНС России.

Типовая форма решения о проведении документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 № 651).

Одновременно направляется образец заполненного решения о проведении документарной проверки для сведения и использования в работе (прилагается к настоящему письму).

1.2 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.

Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона № 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.

Больше проверок:  Паспорт смэв и межведомственная система электронного взаимодействия (СМЭВ) позволяют властям реализовать принцип «одного окна»

При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);

2) у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;

3) налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;

4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

Кроме того, мотивированные представления о проведении КНМ вместе с проектами решений о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.

1.3 Рассмотрение мотивированных представлений о проведении КНМ в виде документарной проверки.

ФНС России рассмотрит представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении КНМ в виде документарной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направит в адрес Управлений решения о проведении документарной проверки.

В целях подготовки решений о проведении документарной проверки необходимо в обязательном порядке заполнить все атрибуты в проекте решения о проведении документарной проверки.

При этом следует учитывать, что представленные в проекте решения сведения (например, сведения об уполномоченных на проведение проверки, адрес проведения документарной проверки, источник сведений о нарушении, изложение сведений о нарушении, срок проведения документарной проверки и другие сведения) будут отражены в решении о проведении документарной проверки и должны соответствовать фактическим данным, вносимым территориальными налоговыми органами в момент формирования паспорта контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

Одновременно направляется для сведения и использования в работе перечень типовых замечаний к мотивированным представлениям о проведении КНМ (прилагается к настоящему письму), которые ранее направлялись рядом Управлений на рассмотрение в Управление оперативного контроля в рамках отдельных поручений ФНС России.

1.4 Проведение документарной проверки.

Следует отметить, что согласно абзацу семь подпункта «а» пункта 3 Постановления № 336 в 2023 году внеплановые КНМ проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.

Форма Требования о представлении документов (письменных объяснений) прилагается к настоящему письму.

Обращается внимание, что сведения о проведении документарной проверки размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604, на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.

Типовая форма акта документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 № 651).

Учитывая, что решение о проведении документарной проверки принимается заместителем руководителя ФНС России, после внесения обязательных сведений по КНМ в ЕРКНМ, необходимо сохранить паспорт КНМ. После сохранения паспорта КНМ в нем отобразится номер КНМ и QR-код, который необходимо скопировать и посредством принтера нанести на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки.

Решение о проведении документарной проверки и акт документарной проверки с нанесенными на них QR-кодом и номером КНМ добавляются в паспорт КНМ.

Дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений и дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.

По результатам проведения документарной проверки необходимо принять решение с учетом пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ и пункта 9 Постановления № 336 о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно абзацу 7 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.

В этой связи в целях воздействия на «недобросовестных» налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручается провести КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Указанные налогоплательщики должны одновременно соответствовать нижеуказанным критериям:

  • не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
  • ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
  • по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.

В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения о виде контроля № 272).

В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.

Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.

Кроме того, частью 5 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что территориальные налоговые органы по результатам контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования.

Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604, на решение о проведении контрольной закупки и акт контрольной закупки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.

По результатам проведения контрольной закупки необходимо принять решение с учетом пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ и пункта 9 Постановления № 336 о возбуждении дела об административном правонарушении.

Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящим письмом, необходимо направлять в Управление оперативного контроля ФНС России ежемесячно по последним четвергам каждого месяца по форме, согласно приложению № 1 к настоящему письму.

Обращается внимание, что настоящее письмо не является решением о проведении внеплановых КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.

Непредвиденный км

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

В новых условиях, когда компании несут убытки и испытывают сложности из-за финансово-экономических санкций, актуальным становится вопрос снижения административной нагрузки. Чтобы поддержать бизнес, власти приняли решение о введении моратория на некоторые проверки. Однако налоговый контроль под этот мораторий не попал. Поэтому по-прежнему остается риск того, что компании придется встречать налогового инспектора.

Непредвиденный км

Юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов

Ульяна Фадеева рассказала, как налоговые выбирают компании для проверки и дала рекомендации, как свести к минимуму вероятность визита инспекторов.

Современная система налоговых взаимоотношений отличается тем, что в приоритете налоговых органов — диалог с налогоплательщиками, чтобы побуждать их добровольно исполнить налоговые обязательства. С другой стороны, перед ФНС России стоит задача собираемости налогов, за счет которых государство выполняет социальные обязательства.

Выездные налоговые проверки оказывают значительное влияние на деятельность компании. Трудовые, временные, материальные ресурсы компании отвлекаются от основной деятельности на взаимодействие с проверяющими, на копирование огромного массива документов, допросы. При неблагоприятном результате мероприятия налоговики могут доначислить организации налоги, наложить штрафы, заблокировать счета. В период проверки руководителю и главному бухгалтеру приходится переживать значительный стресс.

Больше проверок:  Какие требования инспекции компании могут не исполнять

Однако если заранее знать о проверке, у организации будет время подготовиться. Не случайно многие руководители задаются вопросом, как заблаговременно предсказать, планирует ли налоговая визит в офис.

Как налоговики выбирают компании для внеплановых проверок

Для налоговых проверок применение терминов «плановые» и «внеплановые» юридически некорректно, поскольку налоговое законодательство не делит проверки по такому критерию (пп.2 п.1 ст.32, 87 НК РФ).  План налоговых проверок у ФНС есть, однако, как отдельный документ он не размещается в открытом доступе. Значит, любая налоговая проверка является в определенной степени внезапной. Однако система планирования выездных налоговых проверок существует и закреплена в Концепции, утвержденной

В этом документе приведен примерный перечень критериев риска совершения налогового правонарушения, которые являются «красным флагом» для налоговых инспекторов. С их помощью реализуется риск-ориентированный подход в отборе кандидатов на проверку.

Подозрения налоговых инспекторов могут вызвать, например, следующие обстоятельства:

● налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли или виду экономической деятельности;

● выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

● величины показателей, которые предоставляют право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы неоднократно приближались к предельному значению, установленному НК РФ.

Если результаты деятельности компании совпадают с несколькими критериями, указанными в Концепции, появляется повышенный риск попадания в поле зрения налоговиков в качестве претендента на проведение проверки. Налоговая в этом случае полагает, что предположительно он имеет необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты налогов в полном объеме.

«Предпроверочный анализ» и его влияние на вероятность выездной проверки

В последние годы получила развитие тенденция проводить так называемый «предпроверочный анализ». Действия налоговой инспекции в рамках такого мероприятия следующие.

Налоговики направляют требование по установленной форме со ссылкой на подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Эта норма на законных основаниях позволяет налоговикам запрашивать пояснения вне рамок проверки, для чего руководителя или его представителя приглашают явиться и дать пояснения. Причем пояснения не нужно путать с допросом по ст. 90 НК РФ. Цель такой «беседы» — получить доказательства обоснованности подобных подозрений, а также побудить налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

Явка на беседу обязательна. Ответственность за неявку установлена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ: административный штраф на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей. Предоставление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подп. 7. п. 1 ст. 21 НК РФ).

В то же время отказ от дачи пояснений может быть расценен не в пользу налогоплательщика. Налоговики могут посчитать это косвенным подтверждением того, что компании есть, что скрывать. Поэтому пояснения лучше давать в необходимом объеме, для чего предварительно подготовить и согласовать свою позицию с юристом.

Обратите внимание: документы в рамках такого мероприятия налогоплательщик предоставлять не обязан.

По результатам встречи налоговики могут назначить выездную проверку. Это релевантно, если пояснения не удовлетворят инспекторов, их сомнения в добросовестности налогоплательщика не будут развеяны, а также при отказе налогоплательщика добровольно доплатить налоги в бюджет.

Отмечу, что в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России

появился дополнительный функционал

, который позволит оценить риски компании на включение в план проверок.

В разделе «Как меня видит налоговая» содержится вся информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которой располагают налоговые органы о компаниях и ее контрагентах. Вышеуказанный сервис расположен в личном кабинете. Регулярный мониторинг этого раздела, сопоставление содержащихся в нем данных о компании, которыми располагает налоговая инспекция, с информацией о критериях отнесения деятельности к высокому налоговому риску поможет лучше оценить вероятность налоговых проверок.

Непредвиденный км

Разрыв по НДС — дополнительный повод для визита инспекторов

Если налогоплательщик формально не попадает под критерии риска согласно Концепции и в целом ведет деятельность «по букве закона», это не гарантирует ему спокойной жизни. Источниками информации для ФНС о том, что налоговые обязательства предположительно выполнены не в полном объеме, являются аналитические данные специального программного комплекса налоговой.

Разрывы по НДС.

С помощью программы АСК НДС-2 налоговая выявляет налоговые разрывы по НДС и устанавливает выгодоприобретателей. Под налоговым разрывом понимается расхождение данных о налоговых обязательствах у покупателя и продавца: покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец, но фактически не сделал. Выгодоприобретателями при этом признаются налогоплательщики, которые получили необоснованную налоговую выгоду (к примеру, незаконно по цепочке организаций, обладающих признаками фирм «однодневок», возместили из бюджета суммы налоговых вычетов).

Программа сопоставляет сведения об операциях в декларации о покупках и связанных с ними продажах у покупателя и продавца. Также АСК НДС-2 позволяет прослеживать «дерево связей» в цепочке НДС, то есть выявлять компанию-источник разрыва и всех ее контрагентов первого, второго и последующих уровней. В том числе программное обеспечение устанавливает:

● «технические» компании: фирмы-однодневки, которые не ведут реальной хозяйственной деятельности, а лишь имитируют ее бумажным документооборотом;

● выгодоприобретателя: конечного пользователя «разрывным НДС».

Последствия выявления налоговых разрывов.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога образуют состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. Ответственность по этой статье — 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения по неосторожности и 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения при наличии умысла. Помимо штрафа компании нужно будет оплатить и полную сумму доначисленного налога.

При обнаружении факта «разрыва по НДС» налоговая инспекция действует по описанному выше алгоритму «предпроверочного анализа»: направляет требование о необходимости явки на беседу и предлагает добровольно доплатить налог. Если эти требования не услышаны, могут наступить последствия в виде налоговой проверки, а по ее итогам взыскание недоимки и наложение штрафа.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания «А» оказывает услуги транспортной экспедиции. Для исполнения обязанностей по договору она заказывала услуги перевозки грузов у компании «Б», которая не имеет работников, собственного транспорта на балансе, а также других контрагентов.

Налоговая инспекция, провела предпроверочный анализ с помощью программного комплекса АСК НДС-2, обнаружила разрывы по НДС и направила требование руководителю компании «А» явиться для дачи пояснений.

Руководитель компании «А» на беседе не смог пояснить, по каким критериям выбирался деловой партнер «Б», где находился его офис, встречались ли с ним при подписании договора, с кем контактировали при оформлении заявок. С его слов, указанными вопросами занимался менеджер, который в настоящее время уволился. Компанию «Б» порекомендовали знакомые, в первую очередь привлекла цена их услуг.

По мнению налоговой инспекции, имеются основания считать делового партнера «Б» фирмой-однодневкой. Налоговики предложили компании «А» внести корректировки в данные налоговых деклараций и доплатить налоги в бюджет. Чтобы избежать выездной проверки и штрафа, компания «А» добровольно доплатила налог.

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Рекомендации для компаний

Чтобы не допустить такой ситуации, организациям можно посоветовать следующее:

1. Перед каждой сделкой запрашивать документы у контрагента, подтверждающие реальность его экономической деятельности и наличие ресурсов выполнить обязательства по договору.

Не забывайте сохранять данные в специальном досье на контрагента в свободной форме: оно понадобится, если у налоговой все же возникнут вопросы.

2. Включать в договоры заверение об обстоятельствах.

Пример формулировки для договора оказания услуг: «Исполнитель обязуется возместить имущественные потери Заказчика, если на основании решения налогового органа будут предъявлены требования по причине не подтверждения налоговым органом права Заказчика на вычет сумм НДС и (или) отказа налогового органа в признании права Заказчика на включение в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций стоимости поставленных товаров по Договору».

Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой

Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство.

Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.

Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.

Мораторий на проверки бизнеса в 2022 году

Правительство РФ постановлением Правительства от 10 марта 2022 г. № 336. Некоторые компании сочли, что на налоговые проверки этот мораторий тоже распространяется. Однако это не так.

Дело в том, что этот документ отменяет проверки, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Так, в рамках этого закона проводят проверки Рострудинспекция, Роспотребнадзор, Госпожнадзор.  Налоговый же контроль изъят из сферы применения данного закона (подп. 1 п. 5 ст. 2). Тем самым, постановление Правительства установило мораторий в отношении неналоговых проверок. Налоговые проверки мораторий не затрагивает.

Ульяна Фадеева,

юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов

Для New Retail