Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и Статья 26.2. Особенности организации и проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году

27 октября 2022 г.

Что будет с проверками, которые уже запланированы или начались

Если дата начала проверки была запланирована на период после 10.03.2022, контролирующий орган обязан отменить ее. Если проверка, которая запрещена Постановлением № 336, уже началась, то она должна была завершиться не позднее 17.03.2022.

Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и Статья 26.2. Особенности организации и проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году

Правительство РФ до конца 2022 года ввело мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства – организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП). IT-компании освободили от проверок государственного и муниципального контроля до конца 2024 года. Эксперты 1С рассказывают о нововведениях.

До конца 2022 года не будут проводиться плановые контрольные мероприятия (в т. ч. плановые проверки) организаций и ИП (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). При этом ограничения, установленные этим постановлением, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора). Сводный план проверок на 2022 год размещен на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

До 31 декабря 2024 года включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными статьей 26.3. Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 – 2024 годах см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 480-ФЗ)

1. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31 декабря 2022 года, за исключением:

1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

2) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;

4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5) плановых проверок, проводимых в рамках:

а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

д) федерального государственного пробирного надзора.

1.1. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

2. Проведение проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

Порядок организации и проведения проверок

Порядком организации и проведения плановых и внеплановых проверок определен Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок устанавливает требования к организации и проведению плановых и внеплановых проверок, включая формы проверок, сроки проведения проверки,ограничения при проведении проверки,обязанности должностных лиц органов контроля при проведении проверки.

1. Организация и проведение плановой проверки

1.1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. 1.2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. 1.3. Плановые проверки проводятся на основании разработанных ежегодных планов. 1.4. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; 2) цель и основание проведения плановой проверки; 3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа государственного контроля (надзора), осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов. 1.5. Утвержденный руководителем органа контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети «Интернет» либо иным доступным способом. 1.6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Управление направляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проект ежегодного плана проведения плановых проверок в прокуратуру для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. 1.7. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря года предшествующего году проведения проверок. 1.8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления. 1.9. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки или выездной проверки. 1.10. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Управлением не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления о начале проведения плановой проверки любым доступным способом.

Больше проверок:  Контрагент ао ерп

2. Организация и проведение внеплановой проверки

2.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. 2.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; 2) поступление в Управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). 2.3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 п. 2.2. настоящей главы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. 2.4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. 2.5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» части 2 пункта 2.2. настоящей главы, Управлением после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. 2.5.1. Согласование проведения внеплановых проверок осуществляется на территории Орловской области Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой, на территории Курской области — прокуратурой Курской области. 2.6. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Управление вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления необходимых документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. 2.7. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в Управление. 2.8. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в части 2 пункта 2.2. настоящей главы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Управлением не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. 2.9. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

3. Документарная проверка

3.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Управления. 3.2 Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Управления. 3.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Управления, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора). 3.4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Управления, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Управление направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении документарной проверки. 3.5. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Управление указанные в запросе документы. 3.6. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. 3.7. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Управление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 3.8. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управлении документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. 3.9. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в Управление пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 3.8. настоящей главы сведений, вправе представить дополнительно в Управление документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. 3.10. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Управление установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Управления вправе провести выездную проверку. 3.11. При проведении документарной проверки Управление не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Больше проверок:  Комплексный аудит компаний-участников судебных дел | Экспертный анализ и идеи

4. Выездная проверка

4.1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований. 4.2. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. 4.3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Управления документах юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю. 4.4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Управления, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. 4.5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Управления, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

5. Срок проведения проверки

5.1. Срок проведения выездной и документарной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. 5.2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. 5.3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. 5.4. Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (для среднего предприятия — 1000 млн., для малого предприятия — 400 млн., для микропредприятия — 60 млн. рублей).

6. Порядок организации проверки

6.1. Проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления. 6.2. В распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора); 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки. 6.3. Заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления вручаются под роспись должностными лицами Управления, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Управления обязаны представить информацию об этом органе в целях подтверждения своих полномочий.

6.4. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица Управления обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Что будет с предписаниями контролеров

Если в ходе проверки были выявлены угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайной ситуации, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдадут предписание об устранении нарушений. Без взаимодействия с контролируемым лицом выдача предписаний невозможна.

Больше проверок:  В ходе прокурорской проверки деятельности одной из общественных организаций было установлено что здесь созданы реальные условия способствующие совершению преступлений одновременно стали известны точные данные свидетельствующие что в отношении

Если предписание было выдано до 10.03.2022, срок его исполнения продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения его первоначального срока исполнения. Контролируемое лицо вправе ходатайствовать в контролирующий орган о дополнительном продлении срока исполнения предписания не позднее предпоследнего дня срока его исполнения. Ходатайство рассматривается в течение 5 рабочих дней.

На что еще обратить внимание

Росреестр приостанавливает проверки до конца 2022 года.

Руководство МВД России дало указания территориальным органам внутренних дел и подразделениям транспортной полиции отменить все плановые проверки юрлиц и ИП, кроме тех, которые непосредственно затрагивают вопросы обеспечения безопасности; внеплановые проверки проводить только по согласованию с прокуратурой.

Роструд отметил, что в 2022 году трудовые инспекции не будут проводить плановые проверки соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Это позволит снизить нагрузку на бизнес. Однако при поступлении в трудовое ведомство информации о фактах непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан Роструд по согласованию с органами прокуратуры по-прежнему будет применять необходимые меры инспекторского реагирования для защиты жизни и здоровья работников. В настоящее время Роструд активно использует в работе профилактические меры реагирования. Так, инспекторы труда оказывают консультационную поддержку работодателям; разъясняют вопросы соблюдения трудового законодательства; дают рекомендации по улучшению ситуации в трудовой сфере. Такая мера позволяет предупреждать производственные риски и нарушение работодателями трудовых прав работников.

Поделиться с друзьями:

Отправить на почту

Приостановление проверок IT-организаций до конца 2024 года

Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 направлен на поддержку IT-отрасли. В частности, предусмотрено освобождение аккредитованных IT-организаций от государственного и муниципального контроля (надзора) на срок до 3 лет (абз. 5 пп. “г” п. 1 Указа № 83).

Запрет на проверки в рамках государственного и муниципального контроля до окончания 2024 года установлен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 № 448.

От выездных проверок освобождены аккредитованные IT-компании. Отметим, что получение аккредитации регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 № 929. Документ действует с 01.08.2021.

Как уточняют в ФНС России, если решение о проведении выездной проверки территориальная инспекция вынесла до получения комментируемого письма налоговой службы от 24.03.2022, проверка проводится в общеустановленном порядке. Однако ее продление и приостановление не допускаются.

Если в ходе такой проверки налогоплательщик высказывает возражения относительно акта проверки, то для проверки обоснованности его доводов инспекция вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля. К ним относятся истребование документов, допрос свидетеля и проведение экспертизы (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Какие внеплановые проверки будут проводиться в 2022 году

Что касается внеплановых проверок, в 2022 году они могут проводиться исключительно по следующим основаниям:

1. При условии согласования с органами прокуратуры:

  • при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан или по фактам причинения такого вреда;
  • по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства или при угрозе такого вреда;
  • при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в рамках регионального государственного лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
  • по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП (за исключением случаев проведения в соответствии с ч. 7 ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ контрольной закупки по итогам выездного обследования).

2. Без согласования с органами прокуратуры:

  • по поручению Президента РФ;
  • по поручению Председателя Правительства РФ;
  • по поручению заместителя Председателя Правительства РФ, согласованному с заместителем Председателя Правительства РФ – руководителем Аппарата Правительства РФ;
  • по требованию прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (в рамках государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), контроля за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);
  • при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Внеплановые проверки в отношении некоммерческих и религиозных организаций будут проводиться с извещением прокуратуры, но без согласования с ними и только по основаниям, указанным в подпункте “в” пункта 3 Постановления № 336.

Какие плановые проверки будут проводиться в 2022 году

Запрет касается практически всех запланированных на 2022 год контрольных мероприятий, однако есть и исключения. В частности, продолжатся плановые проверки:

Кроме того, будут продолжены плановые проверки в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности, а также в рамках ветеринарного контроля в отношении деятельности по содержанию и убою свиней.

Вместо проведения планового мероприятия контролеры смогут провести профилактический визит. В этом случае контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита контролеров.