Пробные планы

План контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) в отношении юридических лиц и ИП формируется прокуратурами российских субъектов согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2428. Единый реестр размещается на сайте Генеральной Прокуратуры в срок до 15 декабря, предшествующего году проверки.

Исключение составляют проверки Федеральной налоговой службы – она не формирует публичные планы КНМ. Более того, подобные планы относятся к категории документов для служебного пользования и не подлежат обнародованию.

План может быть предоставлен только по требованию определенного круга лиц, например, Министерства внутренних дел России. Тем не менее эксперты консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», изучив регламенты налоговой службы, определили ряд признаков, которые могут привлечь внимание инспекторов и станут основанием для включения организации в план проверок на 2023 год.

Сейчас надзорные органы государственной власти вовсю формируют планы проверок на 2023 год. В срок до 1 октября 2022 года контрольно-надзорные органы должны подготовить и направить в органы прокуратуры для согласования проекты ежегодных планов проверочных мероприятий.

Напомним, в 2022 году действует мораторий на проверки (Постановление от 10.03.2022 № 336). Этот мораторий планируют сделать бессрочным, однако в отношении некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в следующем году все таки возобновляются плановые проверки.

По итогам совещания Минэкономразвития, которое состоялось 15 августа 2022 года, были определены основные принципы, которые будут соблюдаться при формировании плана проверок на 2023 год:

  • в план будут включаться только объекты, отнесенные к чрезвычайно высокому и высокому риску, а таких в России менее 10% от общего количества юридических лиц.Надзорными органами были проанализированы 23 млн объектов контроля в России и распределены по категориям риска. Так, большая часть объектов (71% – объекты МСП) отнесена к категории низкого риска.
  • в отношении учреждений образования (бюджетных школ и детских садов) вместо контрольных мероприятий будут проводится обязательные профилактические визиты (совсем отказаться от проведения визитов на такие объекты нельзя).
  • в планы проверок не включаются организации из реестра аккредитованных ИТ-компаний

Помимо этого на совещании было заявлено о новых особенностях:

  • Отменённые в этом году из-за моратория проверки, не перенесут на 2023 год. То есть, если на 2022 год было запланировано контрольно-надзорное мероприятие на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска, но оно не состоялось из-за моратория проверка считается проведенной. Срок следующей проверки будет отсчитываться от даты, когда должна была быть проведена отменённая проверка. Также будет и в будущем – проверкам, которые попадут под мораторий в 2023 году, присвоят специальный статус в едином реестре проверок (ЕРКНМ) и межпроверочный интервал будет отсчитываться с их учётом.
  • Если вы осуществляете лицензируемый вид деятельности и структура предприятия изменилась (добавились, ликвидировались или сменили адрес структурные подразделения), готовьтесь принять инспектора с профилактическим визитом
  • Организация вправе отказаться от проведения профилактического визита (кроме случая когда он заменяет проверку – см.выше принципы). Представителям контрольно-надзорных органов рекомендуется уточнять причины подобных решений с целью поддержания обратной связи с предпринимателями, но выяснять обстоятельства отказа административными методами они не должны. Для уточнения причин нежелания пускать контролеров для профилактического визита Минэкономразвития пообещало предложить специальную форму с вопросами.
  • План проверок на 2023 год для федеральных органов исполнительной власти может формироваться только из числа тех объектов, которые присутствуют в реестре категорированных объектов ЕРВК. Органы прокуратуры при согласовании планов проверок уже в 2022 году станут ориентироваться только на реестры категорированных объектов, которые размещены в ЕРВК.
  • Внеплановые проверки возможны. Здесь особое внимание обратят на индикаторы риска. Минэкономразвития отдельно отработает вопросы проведения таких проверок с ключевыми ведомствами. Скорее всего, количество индикаторов риска по всем курируемым видам надзора увеличится и уберут уточнение, что внеплановые проверки осуществляются по индикаторам риска только при наличии угроз охраняемым законом ценностям (вред природе, здоровью, финансам, имуществу). Таким образом выявление индикатора риска будет еще одним из оснований для назначении внеплановых проверок.Список индикаторов риска по Ростехнадзору можете найти у нас в библиотеке нормативных документов – напишите в строке поиска по названию документа слово “индикатор”.
  • Если выполнение предписание было перенесено на 90 дней и новые сроки попали на 2023 год, то орган надзора проведёт выездную проверку только в крайнем случае, если контролируемое лицо “ушло в подполье” и не отвечает на обращения надзорного органа.
Больше проверок:  Проверить акфк

Итак, все эти новшества сейчас готовят и их включат в постановления:

Соответствующие проекты постановлений будут внесены в Правительство РФ в ближайшее время. Об этом сообщил Министр экономического развития РФ Максим Решетников 7 сентября 2022 года на сессии “Бизнес под защитой: гарантии стабильности предпринимательства” в рамках Восточного экономического форума.

Новость от 03.10.2022 – На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, которым дополнено Постановление Правительства РФ от 10.03. 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Если же полностью раскрывать тему проведения проверок в 2023 году, то необходимо упомянуть одно из важнейших нововведений Закона о контроле – это механизм досудебного обжалования решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Это значит, что нельзя пойти в суд, пока не обжалуешь решение в органе контроля. Система позволяет в один клик на портале Госуслуг подать жалобу в контрольный орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы ее рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства.

С 1 июля 2021 года досудебное обжалование внедрено для 53 видов федерального контроля, определенных Правительством, с 1 января 2022 года – право на досудебное обжалование реализовано на региональном и муниципальном уровнях, и с 2023 года станет обязательным до обращения в суд для всех видов контроля.

В конце статье несколько слов о ЕРВК и ЕРКНМ для тех кто не знаком с ними:

ЕРКНМ – Единый реестр проверок, если полностью «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Адрес – https://proverki.gov.ru/portal

Здесь найдете всю информацию о проверках в «онлайн» режиме. Сайт был создан Генеральной прокуратурой на основании предложений Минэкономразвития в 2021 году. В нем содержится более 3,3 млн записей о проверках и профилактике. Все проверки теперь согласовываются органами надзора в этой системе (плановые и внеплановые)

ЕРВК – Едином реестре видов контроля. Адрес – https://ervk.gov.ru/

Больше проверок:  Обеспечение безопасности предприятия Откройте для себя различные типы проверок для вашего бизнеса

В нем доступны описания каждого вида контроля. Выбрав интересующий вид контроля контролируемое лицо может узнать, кто вправе прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, в реестре представлена информация о том, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля и т. д. Также на сайте можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска, какие индикаторы риска применяются в рамках определенного вида контроля, а также – найти контакты интересующего контрольного органа. По факту информация в нем еще неполная, однако уже заявлено, что прокуратура не согласует надзорному органу проверки, если не будет заполнен ЕРВК. Посмотрим.

Ну а в планах нас ждет единый реестр инцидентов и аварий, чтобы при возникновении какой-то чрезвычайной ситуации или аварии точно понимать причину возникновения и работать адресно с этим нарушением, а не с проверками всего бизнеса.

Кто рискует попасть в реестр проверок налоговой службы

В приоритетном порядке в перечень организаций для выездной проверки включаются предприятия, участвующие в схемах ухода от налогообложения. Это может быть выявлено по результатам КНМ в отношении контрагентов, субподрядчиков и пр.

Также инспекторы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности юридического лица – с использованием внутренней информации и внешних источников данных. Он позволяет выявить возможные правонарушения.

Налогоплательщик может самостоятельно проверить, насколько он рискует попасть в реестр. Вот критерии оценки:

1. Компания платит меньше налогов, чем аналогичные предприятия в данной отрасли.

2. Несколько периодов подряд в налоговой отчетности отражаются убытки.

3. В определенный период компания произвела большие суммы вычетов.

4. Темпы роста расходов опережают аналогичные темпы по доходам при продаже товаров и оказании услуг.

5. Средний уровень зарплаты ниже, чем в отрасли по региону.

6. Не один раз компания приближалась по доходам к уровню, который уже означает необходимость перевода малого бизнеса в средний, а среднего, например, в крупный.

7. Расходы ИП практически тождественные его доходам.

8. Договора заключаются с перекупщиками или посредниками из цепочки контрагентов, но при этом не прослеживается деловая цель.

9. Игнорирование компанией уведомлений от налоговой службы о предоставлении информации по выявленным несоответствиям.

10. Постоянная смена адреса – от юрисдикции одной налоговой к юрисдикции другой.

11. Уровень рентабельности сильно отличается от аналогичных показателей по другим предприятиям из отрасли.

12. Присутствует высокий налоговый риск при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая, что в 2022 году ряд преференций получили IT-компании, то к ним налоговая будет относиться с пристальным вниманием. Также вероятен перенос плановых выездных проверок, запланированных на текущий год, но отмененных в связи со сложившейся обстановкой, на период с января по декабрь 2023 года. Так как в публичном доступе отсутствует план КНМ, то сложно определить наверняка, было ли запланировано на этот год контрольное мероприятие в отношении той или иной организации.

Обратите внимание, как давно и каких ваших контрагентов проверяли. Если были выявлены нарушения, то возрастает вероятность попасть в жернова инспекторов для вашей компании.

Я и эксперты «Лавник и Партнеры» поможем оценить риски выездной налоговой проверки, минимизировать их с учетом критериев, разработанных ФНС России и судебной практики.

Больше проверок:  Ежегодные сводные планы проведения проверок предприятий на 2023 год

Роман Лавник, Предприниматель и Управляющий партнер консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», эксперт в сфере налогообложения и налоговых рисков, кандидат экономических наук.

Особенности контрольно-надзорных мероприятий со стороны налоговой службы

Первые проверки налоговой службы начинаются с января месяца и длятся в течение года – без исключений. Есть ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит минимизировать риск выездной проверки в 2023 году.

Неправильное указание в ЕРКНМ вида государственного надзора не является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки

12 июля 2022

Организация не смогла отменить результаты “санитарной” проверки, которая была отражена в ГИС ЕРКНМ как проверка в рамках “федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей” (санитарными инспекторами проверялось бюро МСЭ).

Бюро пыталось оспорить результаты плановой проверки Роспотребнадзора, ссылаясь на следующие процедурные нарушения:

Однако суды не усмотрели нарушения в дефектах оформления спорного КНМ:

  • согласно информации, размещенной на официальном сайте Генпрокуратуры РФ, спорная проверка включена в План проверок на 2021 год – месяц начала проведения проверки июль 2021 года; форма проведения – выездная проверка; вид надзора – федеральный государственный санитарно-эпидемиологический; основание проведения – истечение периода со дня окончания проведения последней плановой проверки;
  • проведение указанной проверки согласовано с прокуратурой области;
  • согласно решению о проведении плановой выездной проверки, копия которого получена Бюро, проверка проводилась в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • сведения о спорном КНМ размещены в ЕРКНМ до начала его проведения, копия решения направлена в адрес Бюро нарочным и получена заблаговременно;
  • Роспотребнадзор обеспечил размещение документов, касающихся выездной проверки, в том числе решение о ее проведении, в ЕРНКМ в соответствии с требованиями ст. 19, ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле, Правилами формирования и ведения ЕРКНМ № 604 накануне проверки;
  • таким образом, довод Бюро о проведении проверки с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), а именно в связи с отсутствием основания проведения КНМ и отсутствия согласования с прокуратурой признается необоснованным;
  • отражение во ФГИС ЕРКНМ такого вида проверки в отношении Бюро, как “федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей” вместо “федеральный государственный санитарно-эпидемиологический” не является грубым нарушением порядка проведения проверки и не влечет недействительность ее результатов, поскольку информация о проведении проверки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) размещена в установленном порядке, о ее проведении учреждение уведомлено;
  • кроме того, ни до проведения проверки, ни во время ее проведения, ни по ее завершении у Бюро не имелось сомнений в отношении вида государственного контроля (надзора), а также в отношении оснований его проведения и согласования с органом прокуратуры (Постановление Четырнадцатого ААС от 21 июня 2022 г. № 14АП-3333/22).