Новости
Как подготовиться и пройти «без потерь»
Готов? – Всегда готов!.. А к чему?
Российская традиция
Все так же госорган может «прийти» (реально или виртуально), если вы:
1) проектируете, эксплуатируете, капитально ремонтируете, технически перевооружаете, консервируете и ликвидируете ОПО;
2) производите, монтируете, налаживаете, обслуживаете и ремонтируете технические устройства, применяемые на ОПО;
3) проводите ЭПБ (а вдруг?).
Возникает вопрос: можно ли вообще подготовиться к проверке так, чтобы пройти ее «без потерь» (штрафов, нареканий и прочих «надзорных радостей»). Ответ: да, можно. Только здесь мало «подготовиться к проверке». Нужно «по уму» встретить контролеров. И грамотно разобраться с последствиями (актом, предписанием и наказанием). Давайте обо всем об этом подробно поговорим.
«И к какой проверке будем готовиться?».
- ОПО I и II класса опасности проверяют не чаще 1 раза в год (+ постоянный госнадзор для объектов I класса);
- ОПО III класса опасности – не чаще 1 раза в 3 года;
К «добросовестным» приходят реже:
- к владельцам (эксплуатантам) ОПО I или II класса опасности – не чаще 1 раза в течение 2 лет (постоянный госнадзор для I класса никто не отменял);
- к владельцам (эксплуатантам) ОПО III класса опасности – не чаще 1 раза в течение 4 лет.
Шаг 1. Готовимся к проверке
- приказ о введении контрольно-пропускного режима (+ положение о контрольно-пропускном режиме);
- положение об организации охраны объекта;
- договор с охранным предприятием;
- штатное расписание (если охранники есть в штате) и т. д.
Третий так и называют – «Паспорт антитеррористической защищенности». К нему нет четких нормативных требований. Как правило, его «собирают» из первых двух документов.
Есть в пункте 15 Административного регламента п.п. 20:
«документы и (или) информация, подтверждающие разработку комплекса компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (программы строительства, реконструкции и технического перевооружения опасных производственных объектов, изменения, внесенные в проектную и эксплуатационную документацию)».
«5. В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями Правил организация, эксплуатирующая ХОПО, после вступления Правил в силу должна однократно провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО, при выявлении отклонений разработать комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организовать внесение изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО или ее разработку вновь».
Об этом, собственно, и говориться в п.п. 20. Проверьте ФНП по вашему ОПО. Там есть такая фраза?
Давайте еще глянем на п.п. 35 «документы и информация, подтверждающие наличие, пригодное к использованию состояние и работоспособность систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий».
Здесь вам поможет (вместе с реальной демонстрацией):
- проектная документация;
- график проверки технического состояния и работоспособности систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий;
- журнал результатов проверок технического состояния и работоспособности систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий;
- график проверки срабатывания устройств технологической защиты, блокировок, действия сигнализации и т. д.
Главное, помните: «Василич, гори-и-и-и-м» – это пока не система оповещения (хотя «пойдет» для наблюдения и связи).
Ростехнадзору здесь нужны:
- положительное заключение экспертизы проектной документации;
- акт приемки сети после строительства или реконструкции;
- документы из п. 95 тех. регламента.
Сначала проверьте даты (разработки, утверждения, согласования и т. д.). Обнаружили, что ПЛАС делали аж в 2012 году? Такой не годится (даже если на ОПО нет изменений, изменилось само законодательство).
«Состав ОПО» тот же, что указан в Сведениях (тех самых, которые «характеризующие опасный производственный объект»)? Нет? Озадачьтесь перерегистрацией. Даже если заменили котел (сосуд, трубопровод) на аналогичный (та же марка, модель, тех. параметры). Заводской-то номер другим будет. А контролеры даже к этому могут привязаться.
Удостоверьтесь, что в документах нет ссылок на:
- старые (недействующие) НПА;
- старый состав ОПО;
- старые договоры с подрядчиками и поставщиками (например, АСФ, «ремонтники» и т. д.).
Следующая остановка – оборудование. Изучите «под микроскопом» ВСЕ видимые части. Убедитесь в том, что:
- нет внешних повреждений – вмятин, трещин, сколов, деформаций, ржавчины и т. д.;
- есть маркировка в нужных местах;
- все таблички (шильдики, клеймы) висят.
Вообще такую (само)проверку (документы + ОПО + персонал) можно проводить раз в год (лучше раз в полугодие). Что б уж наверняка. ПБ под контролем. «Пионерская» готовность к госнадзору. Хороший «тонус» для всех работников.
Шаг 2. Встречаем контролеров
Как сообщают? Да как обычно:
- заказным письмом с уведомлением о вручении (может затеряться, контролируйте почту);
- «иным доступным способом» (телефонный звонок, почтовые голуби, телепатическая связь и аналоги).
- всю вашу деятельность, связанную с промышленной безопасностью;
- здания и сооружения на ОПО;
- технические устройства, применяемые на ОПО (видимо, те, которые не попадают в «продукцию»).
«Контролеры теперь всесильные что ли? Скоро за мысли будут штрафовать?». Нет, конечно (хотя экстрасенсы в штат им бы не помешали). Инспекторам мно-о-о-го чего нельзя. Например:
- проходить на территорию ОПО без предъявления служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о проведении проверки;
- требовать у «проверяемого лица» лишние документы, которые не относятся ни к предмету, ни к объектам проверки (в том числе с изображением «Хабаровска», «Владивостока» или «Ярославля»);
- скрывать от «проверяемого лица» информацию и документы, относящиеся к предмету и результатам проверки;
- вы (хоть всей компанией) можете присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, даже дискутировать (только без излишеств);
- вы можете знакомиться с результатами проверки, в том числе – писать в акте о согласии/несогласии с ними или с отдельными действиями контролеров;
- вы можете («на полную катушку») отстаивать свои права, вплоть до привлечения (!) к проверке «Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей» либо «Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в субъекте РФ» (как думаете, приедет к вам такой товарищ?).
Шаг 3. «Разгребаем» последствия
- кто проверял;
- кого проверяли;
- где и что проверяли;
- как долго проверяли;
- какие документы и сведения смотрели;
- к каким выводам пришли (есть нарушения/нет нарушений).
Акт может быть о-о-о-чень длинным (представьте список всех «рассмотренных документов»). Иногда – длинней предписания. Его оформляют в 2-х экземплярах. Один Ростехнадзор оставит у себя. Другой – отдаст вам.
- штраф на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
- штраф на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.
- документы, «обосновывающие продление срока»;
- материалы о ходе устранения нарушений;
- данные о том, какие меры приняты, чтобы обеспечить «безопасное ведение работ на ОПО» до устранения нарушений.
Причем «пожаловаться» можно не сходя с рабочего места – через «Госуслуги». Там появился сервис «Жалоба на решение контрольных органов» (https://knd.gosuslugi.ru/). Про обжалование мы подробно писали в статье «Госнадзор за промышленной безопасностью: перемены к лучшему?» (https://mtk-exp.ru/gosnadzor_za_promyshlennoi_bezopasnostyu_peremeny_k_luchshemu/).
А теперь про «наказание» – (к сожалению) вечный спутник почти каждой проверки.
Ростехнадзор штрафует сразу (только для приостановки или запрета деятельности нужно передавать документы в суд). Вручает:
- протокол об административном правонарушении;
- постановление по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении;
Чаще всего наказывают по статье 9.1 КоАП РФ (часть 1 и часть 3):
ч. 1 статьи 9.1 КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО»
– штраф на граждан (рабочий персонал ОПО) – от 2000 до 3000 рублей;
– штраф на должностных лиц (директор, ответственные за ОПО) – от 20 000 до 30 000 рублей (или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года);
– штраф на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 статьи 9.1 КоАП РФ
«Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО»
– штраф на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет);
– штраф на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Включаем простую арифметику: 220 000*2 + 400 000*2 = 1 240 000 руб.
Поняли, что нужна помощь? Мы – к вашим услугам.
Остались вопросы?
Когда и на каком основании может проводиться проверка опасного производственного объекта? Какие документы будет проверять Ростехнадзор? Что грозит организации при выявлении нарушений норм и правил промышленной безопасности? На эти вопросы мы постараемся дать развернутые ответы в рамках этой статьи.
Предметом проверок Ростехнадзора является (п. 4 статьи 16 ФЗ №116):
Основанием для проведения внеплановых проверок могут выступать (п. 7 статьи 16 ФЗ №116):
- Истечение срока исполнения поднадзорной организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
- Поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или ИП; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и СМИ о возникновении: 1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства; 2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
- Приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе Ростехнадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В документе указываются основания для проверки, срок и цель, объем мероприятий по проверке, а также указания для инспекторов. После завершения проверки инспекторы Ростехнадзора обязаны составить Акт проверки в двух экземплярах. Акт составляется по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.
Полномочия проверяющего органа, порядок и сроки проведения проверки, обязанности контролеров и другие детали изложены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности подробно описано в Административном регламенте, который утвержден Приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280.
Когда ожидать проверку Ростехнадзора
Согласно п. 5 статьи 16 ФЗ №116 основанием для включения организации в реестр ежегодных плановых проверок является истечение 1 года (для ОПО I-II кл. опасности) и 3-х лет (для ОПО III кл. опасности) со дня:
- принятия решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
- регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Предприятие уведомляется о проведении в отношении него плановой проверки не менее чем за 3 дня до начала контрольных мероприятий. В адрес поднадзорной организации направляется копия распоряжения или приказа руководителя (зам. руководителя) Ростехнадзора заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
С внеплановой проверкой все иначе. Ростехнадзор может инициировать ее в любое время, имея на то достаточные основания (см. п. 7 статьи 16 ФЗ №116). Поднадзорная организация (юр. лицо или ИП) уведомляется о такой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом если в Ростехнадзор поступило заявление (обращение) о фактах нарушения обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, оборудования, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным и т.д., предварительное уведомление поднадзорной организации не допускается (п. 9 статьи 16 ФЗ №116).
Срок проведения плановой и внеплановой проверки составляет не более чем 30 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения надзорных мероприятий может быть продлен руководством Ростехнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 10 статьи 16 ФЗ №116).
Какие документы проверит Ростехнадзор
Ростехнадзор также может проверить иные специализированные документы, приказы, журналы, графики, которые определяются спецификой ОПО и указаны в ФНП по типам объектов, технических регламентах, других нормативно-правовых актах. При выездной проверке специалисты ведомства проведут осмотр, визуальный анализ оборудования и его частей на предмет исправности, надежности и эксплуатационной безопасности.
По результатам проверки инспекторы Ростехнадзора делают вывод (составляют акт) о наличии/отсутствии на ОПО поднадзорной организации нарушений норм и правил промышленной безопасности.
Ростехнадзор выявил нарушения
Если в ходе проверки Ростехнадзор выявил на ОПО нарушения требований промышленной безопасности, он выдает поднадзорной организации предписание об устранении этих нарушений с указанием конкретных сроков.
Кроме того, предприятие, его руководитель и иные должностные лица привлекаются к административной ответственности согласно статьям 9.1, 9.19 главы 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде следующих штрафов и иных наказаний:
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензирования деятельности на ОПО влечет наложение административного штрафа:
- на граждан (физических лиц) – от 2000 до 3000 рублей;
- на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
- на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – от 4000 до 5000 рублей;
- на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
- на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности (нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей) или грубое нарушение условий лицензирования деятельности на ОПО (например, отсутствие или ненадлежащее оформление Лицензии – неверное наименование, неправильно указаны виды деятельности) влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
- на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4. Эксплуатация ОПО, за исключением стадии ввода в эксплуатацию, без договора на обязательное страхование ОПО влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
Предупрежден – значит вооружен
Помните, проверка Ростехнадзора – это не тяжкое бремя, которое выпадает на долю владельца ОПО. Это индикатор безопасности опасного производственного объекта. Пусть вы эксплуатируете ОПО уже 20 лет. И ни разу за этот период не было даже намека на серьезную аварию. Но жизнь переменчива, и всегда есть человеческий фактор.
Поэтому, чтобы избежать санкций со стороны Ростехнадзора и сохранить надежность вашего объекта:
1. Своевременно и в полном объеме получайте, разрабатывайте, бережно храните разрешительные, нормативно-технические документы для ОПО, инструкции и регламенты, графики и журналы, приказы и акты. И доводите каждое положение каждого документа до всех сотрудников вашей организации.
2. Поддерживайте в исправном состоянии технические устройства (их составные части), здания и сооружения на ОПО, своевременно проводите их осмотр и диагностику, техническое освидетельствование и экспертизу.
3. Следите за изменениями в законодательстве по промышленной безопасности, своевременно вносите коррективы в документы, переоформляйте разрешения, лицензии.
4. Следите за качеством работы персонала, своевременно проводите его обучение и аттестацию.
Эксплуатируя ваш ОПО в рамках закона, вы вносите вклад не только в промышленную, но и в нашу общую безопасность.