С МЭВ Росреестра и Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Коллеги, всем добрый день!

Если есть у кого опыт взаимодействия, и советы, буду признателен

У нас возникла необходимость подключения организации к видам сведений Росреестра, через СМЭВ3.

Провели тестирование, и оказалось, что у Росреестра на 2021г и начало 2022г отсутствовала тестовая зона, о чем нам сообщила поддержка СМЭВ спустя полгода (насколько я знаю, на текущий момент, ситуация не изменилась).

Единственный вариант тестирования, это закидывание XML из эталона под форматы СМЭВ3, и вложения вы при этом не получите, т.к. СМЭВ3 их на тестовом контуре не выдаёт, ровно как и на продуктиве при проверке эталонов для подключения.

Организация уже была подключена к СМЭВ, поэтому, подключили вид сведений, через обращение в ЛК Министерства Связи. Время заняло до полугода, т.к. требовалось согласование Росреестра (никаких ключей Росреестр не выдавал и не запрашивал).

Подключили следующий вид сведений на продуктив: Прием обращений в ФГИС ЕГРН VS00376v004-RRTR02

Ссылка для ознакомления: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/inquirytype_one.jsp?id=70074&zone=fed&page=1&dTest=false

После подключения начались безуспешные попытки формирования XML, для получения искомой выписки ЕГРН. Наш кейс достаточно простой, нам как организации, необходимо получить выписку ЕГРН по ЮЛ или ФЛ, путем указания кадастрового номера, соответственное запрос идет от организации.

Для этого мы используем тестовый сценарий №25: «Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости»

Т.к. у него в эталоне, именно такая выписка, которая нам нужна.

На протяжении длительного времени писали в разные поддержки, но в ответ либо молчание, либо «отфутболивание» друг на друга (СМЭВ на Росреестр и обратно, т.к. СМЭВ пишет, что не является поставщиком видов сведений Росреестра, а Росреестр в свою очередь отвечает, что поддержкой СМЭВ занимается сам СМЭВ)

Спустя время, мы отладили наши запросы из нашей ИС в СМЭВ (SendRequestRequest, GetResponseRequest)

Проверили отладку наших XML формируемых в СМЭВ, на странице СМЭВ, под версию сведений Росреестра (1.1)

Ссылка для ознакомления: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/checkxmlform.jsp

Далее мы проверили отладку XML (app.xml, request.xml), которые формируются под схемы Росреестра

Полезная ссылка для верхнеуровневой отладки сообщений именно под схемы Росреестра (надеюсь кому-то поможет): https://pbprog.ru/webservices/xsd/

На выходе мы получается вот такое сообщение в статусе GetResponseResponse:

<StatusDescription>Успешно создано обращение с идентификатором Vedomstvo-2022-03-05-347453</StatusDescription>

Поддержка СМЭВ разводит руками, т.к. данное сообщение приходит от Росреестра

Поддержка Росреестра ответила конструктивно один раз за 1 год, и сообщило, что сообщение не проходит проверку на внутреннее заявление app.xml, т.е. «Не проходит проверку ФЛК», ошибку выдает только в системе Росреестра, а на шлюз СМЭВ приходит уже ответ: <StatusDescription>Успешно создано обращение с идентификатором Vedomstvo-2022-03-05-347453</StatusDescription>. Дополнительно закинули коллег сообщениями в поддержку с комментариями, по исправлению, но в ответ снова тишина.

Пояснить нам до сих пор не смогли по какой причине так происходит, и что надо исправить.

Прикладываю наш app.xml (отметил поля, которые мы заполняем). EgrnRequest и Declarant _id видоизменены как и уникальные данные исходного запроса.

Есть несколько вопросов:

1) Как должен выглядеть корректный app.xml по которому можно нормально запросить выписку по ЮЛ и ФЛ, от организации? Если у вас есть примеры, по которым данное сообщение работает, будет супер.

2) Корректный ли тестовый сценарий используется? Мы используем 25 сценарий. Но 24 и 25 сценарий различаются довольно странно, и выписки которые должен формировать Росреестр ответом – разные.

3) Как происходит оплата если используется взаимодействие ИС Организации – СМЭВ3- Росреестр? (вот этот момент коллеги, темный лес)

Подмечу, что используется электронная подпись СМЭВ, которая летит в исходном запросе для самого СМЭВ, и никаких дополнительных ключей Росреестр (accessKey, validKey, token и тому подобное) не выдавал. Предполагается, что при запросе через СМЭВ3, такие ключи не требуются, т.к. используется основной ключ СМЭВ3.

Если у вас тоже есть вопросы, постараюсь помочь со своей стороны

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции сообщает следующее.

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 120-ФЗ) часть 2 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” изложена в новой редакции, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают и получают в публично-правовой компании “Роскадастр” сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), только в электронной форме.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, необходимы при проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее – антикоррупционные проверки).

Федеральный закон N 120-ФЗ установил переходный период до 1 января 2023 года, в соответствии с которым допускается направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме документов на бумажном носителе.

Таким образом, с 1 января 2023 года в случае необходимости в рамках антикоррупционных проверок получения сведений, содержащихся в ЕГРН, такие сведения могут быть получены органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно в рамках электронного взаимодействия.

В настоящее время получение указанных сведений в рамках электронного взаимодействия возможно следующими способами:

1) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ). Документация к виду сведений “Прием обращений в ФГИС ЕГРН” размещена в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) на технологическом портале СМЭВ версии 3 (http://smev3.gosuslugi.ru/portal);

2) с использованием веб-сервисов Росреестра. На основании заключенного с Росреестром соглашения “О взаимодействии при подключении Пользователя к веб-сервисам Росреестра и об условиях пользования сервисами Росреестра” органам государственной власти может быть обеспечено подключение к веб-сервисам Росреестра (далее – СПД-3). Для взаимодействия с Росреестром в рамках СПД-3 необходимо наличие информационной системы, обеспечивающей возможность взаимодействия по определенному Росреестром формату. Указанная информационная система может быть получена у вендоров на договорной основе либо разработана органами государственной власти самостоятельно;

3) посредством заполнения формы запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, размещенной на официальных сайтах Росреестра и публично-правовой компании “Роскадастр” в сети “Интернет” и едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

4) с использованием сервиса “Личный кабинет” на официальном сайте Росреестра в сети “Интернет”, в котором реализована возможность направления запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, по всем утвержденным формам предоставления сведений.

Просим учитывать указанную информацию при организации работы в сфере противодействия коррупции.

Государственные и муниципальные органы запрашивают и получают сведения из ЕГРН только в электронной форме. Эта информация необходима для проведения антикоррупционных проверок. До 1 января 2023 г. направлять запросы о предоставлении сведений из ЕГРН можно в форме бумажных документов. Получить такую информацию можно с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, веб-сервисов Росреестра и сервиса “Личный кабинет” на сайте Росреестра, а также путём заполнения формы запроса на сайтах Росреестра, Роскадастра и на Госуслугах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

  • системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

  • единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Больше проверок:  Кто контролирует судебных приставов иерархия в управлении и роль генеральной прокуратуры

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)1  – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

Схема оказания госуслуг в электронном виде

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

  • обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала2 ;

  • обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

  • передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

  • обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

  • передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

  • доступ к электронным сервисам3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;

  • возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

  • получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

  • защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

  • ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

  • сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

  • единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минцифра России, являющимся оператором СМЭВ4, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минцифра России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

  • Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ. 
    Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов. 

  • Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
    Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

  • Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

СМЭВ на базе ПО ЭОС

АИС МФЦ ДЕЛО

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:

С МЭВ Росреестра и Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

  • Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

  • Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».

  • Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

  • Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».

  • Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».

  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

  • Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».


1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).

2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

СМЭВ – это защищенная система, которая позволяет ее участникам обмениваться данными и электронными документами, необходимыми для оказания госуслуг гражданам и организациям.

Зачем нужна СМЭВ

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построение которой идет в России на протяжении уже нескольких лет, должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Эти сведения органы власти должны получать друг у друга через СМЭВ.

СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций. Данное решение позволяет обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций.

Больше проверок:  Отчет о проведении специальной оценки условий труда соут

Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.

Как работает СМЭВ

Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.

Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.

Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.

Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 шин Oracle (узлов), расположенных на 7 ЦОДах «Ростелекома» в разных частях России. Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному – 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.

Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. «Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой», – рассказывает Козырев.

Сервис-ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также, регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

«Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы, – объясняет Козырев. – Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.

Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, по мнению Алексея Козырева (январь 2013 г), является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».

Задачи системы

“У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами. При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года” – Вячеслав Володин на совещении в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.

Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел “История развития СМЭВ” ниже).

Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону – передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.

Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.

Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ

Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.

Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.

Масштаб задачи

Внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России до этого.

О масштабе задачи говорят следующие цифры. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального — более 25 тыс.

`У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ` (Эльвира Нибиуллина, на совещании у председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.). Число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше.

Роль Минэкономразвития

На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте».

Набиуллина также отметила активное участие в межведомственном взаимодействии Росеестра. В это ведомство, по ее словам, ежегодно поступает около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы.

Больше проверок:  Единая информационно-аналитическая система Роспотребнадзора

«Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни», – завершила Набиуллина.

Базовые информационные ресурсы

На федеральном уровне была проведена работа, связанная с принятием постановления о базовых информационных ресурсах, которые будут предоставлять наиболее востребованные сведения как органам федеральной исполнительной власти, так и регионам и муниципалитетам.

В сентябре 2011 г. обсуждается проект нормативного правового акта Правительства РФ, предусматривающий подходы к формированию базовых информационных ресурсов регионов и муниципалитетов. По оценке экспертов, наиболее востребованными данными, которые могли бы предоставлять регионы и муниципалитеты, являются данные из ЗАГСов, данные, связанные с выдачей разрешений на строительство, данные, связанные с выдачей социальных пособий и льгот и ряд других.

Участники СМЭВ

Мониторинг подключения федеральных ведомств и регионов к СМЭВ ведется на сайте Высшей школы экономики.

Федеральная налоговая служба

На январь 2012 года налоговая служба (ФНС) является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 235 государственных услуг 51 федеральному ведомству.

Самостоятельно же ФНС России оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного электронного взаимодействия. Это прежде всего:

  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков,
  • 6 государственных услуг ФНС России по лицензированию некоторых видов деятельности и
  • регистрация контрольно-кассовой техники[3].

Правительством определенны 11 базовых информационных реестров, из них 4 – это реестры ФНС России:

  • ЕГРЮЛ,
  • ЕГРИП,
  • ЕГРН и
  • ФИАС.

Начиная с 1 октября по 30 декабря 2011 г., было зафиксировано более 120 тыс. запросов федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг к сервисам ФНС России, размещенным в СМЭВ. Самыми популярными из них является сервисы по предоставлению сведений и выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Наиболее активными пользователями указанной информации являются МВД России, Росреестр, Россельхознадзор, ФСС России, Роспотребнадзор и Ростехнадзор.

Министерство обороны РФ по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др.

ФСБ должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др.

Штрафы для чиновников

  • Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то `контора` должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером. А чиновники будут нести ответственность за неисполнение своих функций в рамках межведомственного взаимодействия. Соответствующие поправки будут внесены в законодательство.
  • В сентябре 2011 г. в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, внесенный Правительством РФ, в соответствии с которым предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки касаются установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих порядок предоставления государственных услуг.

«Эта норма необходима, потому, что административные регламенты, принимаемые органами власти, не всегда исполняются надлежащим образом. Но также эти нормы необходимы и с точки зрения установления ответственности, связанной с организацией межведомственного взаимодействия. В частности, законопроект предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления госуслуг и в этом смысле если сроки нарушаются по вине должностного лица, которое не ответило на межведомственный запрос, то оно должно быть привлечено к ответственности», – отметил в своем выступлении директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.

С точки зрения меры ответственности предполагается, что это будут штрафы для чиновников, нарушающих сроки оказания госуслуг. В названном выше законопроекте существует подход, когда эти штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь также есть один нюанс. Он касается возможности установления мер ответственности в региональных законах. Сейчас региональные органы власти занимаются разработкой аналогичных правовых актов на местном уровне, предусматривающих ответственность региональных и муниципальных административных регламентов.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляется две статьи. Новые статьи это Ст. 5.60. «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг» и Ст. 19.33. «Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия».

Выдержки из проекта

Проблема грязных данных

Сведение данных в ведомствах в электронную базу на основе имеющейся документации наверняка привело к ошибкам, полагает чиновник: «У многих электронных данных просто не было, и им приходилось вводить их руками».

Он рассказывает, что для обработки ошибок в каждом органе федеральной власти создан центр телефонного обслуживания, куда могут обращаться граждане и организации, предполагающие, что их данные введены в базу данных с ошибками.

22 сентября 2011 г. выступление Алексея Попова на конференции CNews

В правительстве не исключают, что при формировании электронных баз данных могут быть определенные накладки, например неправильно указанные фамилии или сведения, не соответствующие действительности. `Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, органы власти отнеслись к этому более внимательно, — считает г-н Володин. — А с другой стороны, чтобы граждане, когда видят, что есть неточности, через `горячую` линию уведомляли соответствующие органы власти с тем, чтобы база данных была почищена и данные соответствовали действительности`.

Криптографическая защита СМЭВ

Для защиты систем, обеспечивающих поддержку процессов информационного взаимодействия всех субъектов Электронного правительства, “Ростелекомом” было выбрано решение на основе программных и программно-аппаратных комплексов защиты информации ViPNet компании “ИнфоТеКС.

Программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator HW успешно используются для обеспечения межсетевого экранирования и криптографической защиты информации при подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, банков и операторов платежных систем.
Проект стартовал в 2010 году. За прошедший год удалось построить федеральный сегмент СМЭВ. Сейчас осуществляется подключение региональных сегментов электронного правительства (РИЭП).

Внедрение СМЭВ в регионах

Подключение к СМЭВ субъектов РФ (РСМЭВ) является вторым после федерального этапом разворачивания системы.

Система идентификации в инфраструктуре электронного правительства

Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.