Журнал осмотра трибун

Какие изменения произошли?

Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

Проверки Роструда и других ведомств стали короче

Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум – 20 рабочих дней.

Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок – не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).

Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.

Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).

Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).

Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).

Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.

Как сократить количество проверок Роструда

Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок или вообще получить карт-бланш от ревизоров в виде освобождения от плановых проверок.

В отдельных сферах деятельности КНМ органов надзора заменят альтернативные институты:

  • независимая оценка соблюдения обязательных требований;
  • страхование ответственности;
  • участие в саморегулируемых организациях.

К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.

Мониторинг вместо плановых проверок Роструда

Ещё один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.

Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъёмку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона о госконтроле).

Виды профилактических мероприятий

Профилактику сделали приоритетом

Приоритет профилактических мероприятий по отношению к надзорным закреплен законом. Предусмотрено 7 видов профилактических мероприятий.

Одним из профилактических мероприятий является самообследование. По закону компания может пройти проверку в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного органа. Если по итогам самообследования компания получит высокую оценку, она вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований, срок действия которой от 1 до 3 лет (ст.51 Закона о госконтроле).

Какие преференции даст декларация, закон не говорит. Их определят дополнительно.

Возможно, в период действия декларации в отношении компании не будут проводить плановые проверочные мероприятия.

Пройти самообследование можете уже сейчас на сайте Онлайнинспекция.ру с помощью сервиса “Электронный инспектор“.

Система обработает ваши ответы и выдаст заключение о нарушениях, а также рекомендации, как устранить ошибки. Однако получить декларацию пока не получится. Документальное подтверждение результатов самопроверки, проведенного работодателем с помощью “Электронного инспектора”, находится в разработке.

Как подготовиться к проверке Роструда и не получить штраф?

Подготовиться к проверке можно как самостоятельно – имея соответствующий опыт и знания, так и обратиться к нам за соответствующей услугой – аутсорсинг охраны труда. Мы предлагаем полноценное сопровождение всех процессов системы управления охраной труда (СУОТ), включая участие в проверках Роструда.

Что проверят в 2021 Роструд и другие ведомства?

При проверке инспекторы могут запросить только определённый перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки

Плановые проверки будут проводиться на основе проверочных листов, которые будут автоматически формироваться из перечня нормативных актов и их частей, содержащегося в реестре обязательных требований (ст.15 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 №Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований№). Иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе.

Больше проверок:  Раздел 7.2. Межведомственный запрос на предоставление документов и сведений, необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного информационного взаимодействия

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки органы надзора инициирую, если:

  • у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
  • имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
  • истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 – 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти не разработаны, следовательно, положения об использовании органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований не могут быть применены (п.14 письма Росприроднадзора от 11.01.2017 № АС-09-01-36/143).

Категории риска

  • Низкий риск – не проводятся.
  • Умеренный риск – не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее – не реже 1 раза в 6 лет).
  • Средний риск – не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее – не реже 1 раза в 5 лет).
  • Значительный риск – не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее – 1 раз в 3 года).
  • Высокий риск – не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее – 1 раз в 2 года).
  • Чрезвычайно высокий риск (новая категория) – не менее 1 КНМ, но не более 2 КНМ в 1 год.

Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.

Полезные ссылки по теме “Ежегодные сводные планы проведения плановых проверок субъектов предпринимательства на 2023 год”

Закон о госконтроле предлагает как известные ранее – выездная и документарная проверка, контрольная закупка, рейдовый осмотр, так и новые – выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и др.

Закон о госконтроле содержит арсенал из 9 видов контрольных мероприятий КНМ: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 – проходят без взаимодействия – см. таблицу.

Введены новые формы проведения КНМ:

  • 1. Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.С 1 июля контролирующие органы могут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня. Такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!Такое решение орган надзор может принять минимум за 20 дней до запланированной даты. Уведомить подконтрольную организацию должны максимум через 10 дней после решения.
  • 2. Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
  • 3. Выборочный контроль.

Все новые способы контроля требуют меньше издержек для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок. Так, наблюдение и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами, а инспекционный визит можно проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Для каждого отдельного КНМ строго определён набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.

Например, при проведении выездного обследования инспектор может выполнять только одно действие – осмотр, а при проведении проверки может использовать практически весь набор допускаемых действий.

Правительство для каждого вида надзора разрабатывает регулирующее его постановление, которое является подзаконным актом Закона о госконтроле. Так, в отношении проверок Роструда 23.07.2021 было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230 “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”. Действовать оно будет до 23.06.2023.

Одновременно признано утратившим силу Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Но Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённый приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 пока продолжает действовать.

Выездная проверка Роструда и других ведомств будет проводиться только в исключительных случаях

Больше проверок:  О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля надзора

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности и объектов контроля обязательным требованиям иными способами.

Все проверки теперь фиксируются онлайн

Все действия инспекторов в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.

Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона о госконтроле):

  • единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также – единый реестр видов контроля), куда внесены все контрольные органы и виды контроля, которые они осуществляют;
  • единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (в нынешнем виде это реестр проверок);
  • информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее – подсистема досудебного обжалования), в который мы участвуем, обжалуя проверки через Госуслуги (электронное правительство);
  • реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее – реестр заключений о соответствии);
  • информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Можно онлайн узнавать о назначении проверок и следить за их ходом

Информация о назначенных проверках Роструда и других ведомств теперь будет отражаться в личном кабинете юридического лица/индивидуального предпринимателя.

Если вы до сих пор игнорировали открытие личного кабинета организации или ИП на Госуслугах, знайте, что без него вы не сможете защищать свои интересы в суде, поскольку обращение с иском к проверяющим возможно только после обжалования его действий и решений в досудебном порядке через личный кабинет.

План проверок продолжит действовать до конца 2021 году, а в дальнейшем его заменит Единый реестр контрольный (надзорных) мероприятий (далее – Единый реестр). В Единый реестр будут вносить сведения о профилактических и КНМ, которые инспекторы проводят в отношении компании, о согласовании мероприятий с прокуратурой, действиях и решениях инспектора по итогам проверочных мероприятий (ст. 19 Закона о госконтроле, постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).

При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) контролируемое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий и (или) оказанием услуг общественного питания, не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки (ст.44 п. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Проводить проверку, которая не внесена в Единый реестр, закон запрещает. В противном случае результаты мероприятия можно признать недействительными через процедуру досудебного обжаловав на Госуслагах (ч. 4 ст. 19, 91 Закона о госконтроле).

Все документы по проверочным мероприятиям будут формироваться автоматически и снабжаться QR-код. После распознавания камерой обычного смартфона он выведет вас на страницу реестра с актуальной информацией о проверке Роструда или другого ведомства.

Категорий риска станет больше и изменится периодичность проверок по ним

Выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объём, интенсивность и другие параметры теперь будут зависеть от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проводиться КНМ (ст. 23 Закона о госконтроле). Тем самым органы контроля (надзора) перераспределят свои усилия на области, где в этом есть наибольшая необходимость.

Где смотреть требования к организации?

Все требования к бизнесу аккумулированы в едином навигаторе

Минцифры запустило в опытную эксплуатацию Реестр обязательных требований, предъявляемых бизнесу в рамках госконтроля.

Понятие и виды проверок

Проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими видов деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Проверки делятся на плановые и неплановые, документарные и выездные.

Предмет плановой проверки составляет соблюдение организацией и ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (статья 9 Закона № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий причинения такого вреда.

Предмет документарной проверки (одним из видов которой является камеральная проверка) составляют сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Больше проверок:  Единый реестр малых и средних предприятий

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры к исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Что надо знать о сводных планах проверок

Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.

Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 “О прокуратуре РФ” надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. – , как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).

Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ)

  • В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
  • Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются:
    1) требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;
    2) порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки;
    3) состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр;
    4) состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;
    5) состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.
  • Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети “Интернет” следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:
    1) учетный номер проверки;
    2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 – 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
    3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 – 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
    4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
    5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.
  • Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.