Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.
В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.
Техническое описание системыПравить
СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных Ростелекома. Каждый узел СМЭВ — это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений:
Основные определения и понятия
СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.
СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.
Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
- передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
- обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
- передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
- доступ к электронным сервисам3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
- возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
- получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
- защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
- ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)1 – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
- обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
- обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала2 ;
- обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Решение Кворум для получения сведений о мобилизованном для кредитных организаций
Федеральный закон от 20.10.2022 № 406-ФЗ зафиксировал для субъектов малого и среднего предпринимательства возможность и порядок приостановления исполнения кредитных обязательств на период участия индивидуального предпринимателя или единственного участника ООО в специальной военной операции.
Заемщик реализует свое право практически в уведомительном порядке. Он может приложить к обращению к кредитору документы, подтверждающие факт мобилизации. Однако обязательство в предоставлении указанных документов у него возникает не позднее окончания «льготного периода» (периода, на который приостанавливаются выплаты). Срок «льготного периода» рассчитывается как срок мобилизации, увеличенный на 90 дней. Срок может быть продлен на время лечения мобилизованного.
В тоже время кредитор, получивший требование о приостановлении исполнения кредитных обязательств, должен рассмотреть обращение субъекта малого предпринимательства и провести все проверки в 10-дневный срок. В случае неполучения заемщиком ответа на обращение в течение 15 дней «льготный период» устанавливается автоматически. Для того, чтобы провести проверку по обращению и подтвердить факт мобилизации человека, федеральный закон предлагает кредитору обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах – то есть в ФНС.
Сходная «уведомительная», не требующая приложения подтверждающих документов механика приостановления исполнения кредитных обязательств, зафиксирована для мобилизованных заемщиков – физических лиц и членов их семей (Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ). Правда, родственников военнослужащих закон все-таки обязывает прикладывать к обращению документы, подтверждающие факт родства.
В сложившейся ситуации у кредитных организаций есть два способа обработки уведомлений о предоставлении льготного периода: автоматически согласовывать изменение условий кредитного договора по всем направленным требованиям или каждый раз оперативно проводить проверку факта мобилизации посредством запроса данных в соответствующем органе власти. Очевидно, из-за большого объема обращений и жестких требований по сроку ответа подобная проверка не может выполняться с использованием бумажного документооборота.
В ноябре Федеральная налоговая служба опубликовала два профильных вида сведений (сервиса) СМЭВ, позволяющих получать данные о мобилизованных:
- ВС «Представление сведений о физическом лице, призванном по частичной мобилизации»;
- ВС «Предоставление сведений о ЮЛ, руководителем участником которого является ФЛ, призванное по частичной мобилизации».
Компания Кворум информирует участников финансового рынка о том, что на основании новых сервисов Федеральной налоговой службы был успешно разработан и протестирован в продуктивной среде СМЭВ Адаптер «ФНС. Сведения о мобилизованном». Адаптер поддерживает два сценария работы:
- По данным физического лица возвращает информацию о том, мобилизован ли человек в рамках частичной мобилизации, а также дату мобилизации и сведения о том, является ли физлицо индивидуальным предпринимателем, самозанятым, руководителем или учредителем юридического лица (с указанием реквизитов компании).
- По данным юридического лица возвращает информацию о том, мобилизован ли руководитель или учредитель в рамках частичной мобилизации, а также дату мобилизации и информацию о включении юрлица в реестр малых и средних предприятий (МСП).
Оперативная разработка и успешный запуск решения стали возможны благодаря уникальной архитектуре Платформы «СМЭВ-Интегратор», на базе которой разработан Адаптер. Платформа, с одной стороны, обеспечивает возможность в кратчайшие сроки (от 3 часов) подключать новые виды сведений СМЭВ. С другой стороны, ее архитектура позволяет конечному пользователю (кредитной организации) внедрять и использовать не тяжеловесное комплексное решение, а конкретный Адаптер СМЭВ, отвечающий за одну или несколько бизнес-задач банка.
Адаптер «ФНС. Сведения о мобилизованном» корректно функционирует в различных программных средах, легко интегрируется в системы кредитных организаций, поддерживает работу со всеми популярными браузерами, в том числе с российскими браузерами Яндекс.Браузер или Атом. Поддерживаются СУБД open source Postgres Pro (включенной в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных), PostgreSQL, Oracle; MS SQL. Интеграция Адаптера с внешними информационными системами может быть реализована с использованием широкого набора интерфейсов:
- soap-запросы;
- очереди MQ;
- обращение к базе данных;
- файловый обмен.
В материале представлен алгоритм поиска видов сведений СМЭВ 3. Рассматриваются источники информации о ВС: интерфейс Технологического портала СМЭВ, План перехода на использование Методических рекомендаций 3.х, Единый отчет СМЭВ. Описывается процесс проверки работоспособности продуктивной версии ВС.
Проблема поиска вида сведений в СМЭВ
Разработчики СМЭВ в качестве основного инструмента поиска видов сведений СМЭВ 3 предлагают использовать веб-интерфейс, расположенный на Технологическом портале по адресу https://smev3.gosuslugi.ru. При этом пользователю предоставляется возможность поиска только по названию вида сведений, в то время как для предыдущей версии Техпортала был предусмотрен гораздо более широкий набор фильтров:
- по владельцу сервиса (ведомству или организации)
- по идентификатору
- по ключевому слову в описании
- по области применения
- по доступности (общедоступный/ограниченно доступный)
Помимо отсутствия дополнительных фильтров процесс поиска может быть связан со следующими проблемами:
- не все сервисы СМЭВ2 переводятся в СМЭВ3
- при переходе со СМЭВ2 на СМЭВ3 поставщик может существенно изменить название сервиса (вида сведений), разбить один сервис на несколько ВС, или, наоборот, объединить сервисы (например, сервис СМЭВ2 ГИС ГМП в настоящий момент разбит на 10 видов сведений)
- между выводом вида сведений в тестовую и продуктивную среду может пройти очень много времени (до 6 месяцев и более)
- очень часто в тестовую и продуктивную среду выводят несколько версий одного и того же вида сведений
- на Техпортале СМЭВ перестали публиковать актуальные данные о потребителях ВС
- карточки видов сведений на Техпортале СМЭВ не индексируются поисковыми системами
- наконец, в последнее время, в связи с необходимостью формального соблюдения плановых сроков, часто встречается практика установки «заглушек» на виды сведений в продуктивной среде (ВС выведен в продуктив, но либо не отвечает на продуктивные запросы, либо отвечает тестовыми данными)
Указанные проблемы усложняют поиск информации о виде сведений, а также затрудняю принятие решения о старте работ по подключению к ВС.
Далее в статье будут рассмотрены альтернативные источники информации о работе видов сведений, а также представлен оптимальный алгоритм поиска вида сведений.
Во-первых, в нем содержится однозначное соответствие между сервисами СМЭВ2 и видами сведений СМЭВ3.
Во-вторых, все сервисы и виды сведений сгруппированы по ведомствам (поставщикам).
В-третьих, в документе представлены даты вывода видов сведений в тестовую и продуктивную среду. Стоит, однако, учитывать, что данные сроки являются ориентировочными и могут сдвигаться. Формальный вывод вида сведений в продуктив также не свидетельствует о его работоспособности.
Самое главное — документ представляет собой файл в формате excel. В нем работает стандартный функционал поиска. То есть, можно поводить поиск по ведомству, названию сервиса СМЭВ 2 и вида сведений СМЭВ 3.
Минус документа заключается в том, что в нем содержится далеко не полный список видов сведений, а лишь те ВС, которым соответствуют сервисы СМЭВ2.
Единый отчет по СМЭВ
Документ представляет собой файл формата excel и содержит очень много полезной статистической информации. Среди прочего в нем есть вкладка «Невостребованные сервисы», на которой перечислены сервисы и виды сведений, к которым не поступают запросы. Таким образом, если вид сведений должен предоставлять востребованную информацию (1), уже выведен в продуктивную среду (2) и при этом включен в число «невостребованных» (3) — скорее всего, фактически он не работоспособен.
Пример отчета номер 6 «Единый отчет по СМЭВ».
Файл «Статус ВС»
Недавно на главной страницы Технологического портала СМЭВ 3 появился информационный блок со ссылкой на сводный файл в формате excel с информацией о степени готовности всех видов сведений. Файл находится в открытом доступе. Найти его можно на главной странице техпортала: нужно открыть стандартный функционал поиска по содержимому страницы и найти фразу «отчет по статусу регистрации видов сведений». Под найденным текстом будет ссылка на актуальный вариант файла.
Пример файла «Статус ВС» на 30.05.2018.
В файле содержится следующая информация:
- полный перечень участников СМЭВ и их информационных систем (вкладка «Статус Участника»)
- полный перечень видов сведений с указанием поставщика, соответствующего сервиса СМЭВ2 (при наличии), а также статуса вывода ВС в тестовую и продуктивную среду (вкладка «Статус ВС»)
Этот документ является наиболее важным источником данных для поиска нужного вида сведений.
Алгоритм поиска вида сведений
Использование сводных файлов с перечнем видов сведений вместо веб-интерфейса существенно облегчает процесс поиска нужного ВС.
Сам алгоритм поиска выглядит следующим образом:
- Переходим на Технологический портал СМЭВ и скачиваем актуальную версию файла «Статус ВС»
- Производим поиск ВС, используя стандартный функционал поиска:
по названию или SID соответствующего сервиса в СМЭВ2по ведомству-поставщикупо ключевому слову - по названию или SID соответствующего сервиса в СМЭВ2
- по ведомству-поставщику
- по ключевому слову
- Если в списке представлено несколько версий одного ВС — стоит использовать самую последнюю
- При наличии доступа к файлу «Единый отчет СМЭВ» стоит проверить, не входит ли вид сведений в число невостребованных
Как упоминалось выше, вывод вида сведений в продуктивную среду не гарантирует его фактическую работоспособность. Поэтому до старта полномасштабных работ по подключению и интеграции с ВС стоит провести дополнительную проверку:
- Протестировать ВС в тестовой среде
- Получить доступ к ВС в продуктивной среде
- Вручную сформировать несколько боевых запросов по схеме ВС
- Дождаться содержательны ответов на запросы (само собой, ответы с кодами ошибки или ответы с тестовыми данными не являются содержательными)
Только наличие содержательных ответов на запросы в продуктивной среде позволяет судить о реальной работоспособности Вида сведений СМЭВ 3 и может служить сигналом к началу работ по интеграции с ВС.
Для получения доступа к версии вида сведений в качестве ответчика необходимо создать запрос в ЛК УВ на получение доступа к виду сведений , а затем пройти подтверждение технической готовности (ПТГ) в роли ответчика.
Пожалуйста, посмотрите короткое видео или ознакомьтесь с текстом ниже.
Функция создания нового Запроса на получение доступа к виду сведений доступна пользователям с ролью в ЛК УВ Представитель УВ.
Пользователь с ролью Представитель УВ может создавать запросы на получение доступа к виду сведений только для своего УВ.
Для создания запроса (заявки) на получение доступа в ЛК УВ нужно:
1. Вызвать визард получения доступа к виду сведений. Это можно сделать из разных форм портала, например:
- выбрать карточку Доступ к виду сведений из панели быстрых действий на главной странице авторизованного пользователя;
- нажать кнопку добавления нового доступа в карточке информационной системы на вкладке просмотра доступов (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Вызов визарда получения доступа к ВС из карточки ИС.
При вызове визарда из панели быстрых действий на первом шаге откроется форма выбора Вида сведений, к которому нужен доступ (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Форма выбора вида сведений для получения доступа.
2. Выбрать нужный вид сведений из списка. Откроется форма выбора версии Вида сведений (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Форма выбора версии вида сведений для получения доступа.
Перечень доступных для выбора видов сведений формируется на основании критериев доступа, указанных в карточке вида сведений.
Если перечень доступных видов сведений не содержит целевой вид сведений, к которому планировалось получить технологический доступ, необходимо убедиться, что организация пользователя соответствует критериям доступа вида сведений.
Перечень содержит виды сведений с фиксированной и табличной маршрутизацией, а также виды сведений с типом маршрутизации целиковая рассылка.
3. Выбрать нужную версию вида сведений из списка. Откроется форма выбора Информационной системы из продуктивной среды СМЭВ для получения доступа (Рисунок 4).
Информационные системы, которые уже имеют доступ к выбранному виду сведений либо на которые созданы заявки на получение доступа, будут недоступны для выбора.
Рисунок 4 – Форма выбора системы для получения доступа.
В случае несоответствия выбранной ИС критериям доступа вида сведений будет отображена соответствующая информация и предложено добавить новую или перенести из существующих в тестовой среде (Рисунок 5).
В случае выбора Добавить новую систему будет предложено выбрать из списка доступную ИС, зарегистрированную в прод. среде. При выборе Добавить систем копированием из тестовой среды будет предложено выбрать из списка ИС, зарегистрированную в тестовой среде.
Рисунок 5 – Форма с предложение добавить другую ИС для получения доступа.
4. Выбрать информационную систему из продуктивной среды СМЭВ. Откроется форма выбора Информационной системы из тестовой среды СМЭВ для прохождения тестирования (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Форма выбора системы для тестирования.
5. Выбрать информационную систему из тестовой среды СМЭВ. Откроется форма выбора роли (Рисунок 7, Рисунок 8). Шаг с уточнением роли будет пропущен, если доступ для ВС возможно получить только в одной определенной роли.
Рисунок 7 – Форма выбора роли для ВС с фиксированной и табличной маршрутизацией.
Рисунок 8 – форма выбора роли для ВС с типом маршрутизации целиковая рассылка
6. Выбрать роль Ответчик.
Если при выборе роли инициатора будет выявлено отсутствие ответчика для выбранного вида сведений, ЛК УВ сформирует уведомление (Рисунок 9).
Запрос на получение доступа в роли инициатора к этому ВС будет возможно создать только после получения доступа ответчиком.
Рисунок 9 – Уведомление об отсутствии ответчика.
При выборе ВС с табличной маршрутизацией на шаге 1 и роли ответчика на шаге 6, откроется форма указания кода маршрутизации (Рисунок 10).
Рисунок 10 – Форма указания кода маршрутизации.
Для остальных случаев откроется форма проверки введенных данных и подтверждения действия начать процедуру технической готовности (Рисунок 11) – перейдите на шаг 9 сценария получения доступа к виду сведений.
Рисунок 11 – Форма проверки введенных данных и подтверждения действия начать процедуру технической готовности.
7. Ввести код маршрутизации.
8. Нажать кнопку Продолжить. В случае если введен корректный код маршрутизации, откроется форма проверки введенных данных и подтверждения действия начать процедуру технической готовности (Рисунок 11). При некорректно указанном коде маршрутизации появится сообщение об ошибке, необходимо указать другой код и нажать кнопку Продолжить (Рисунок 10).
Рисунок 12 – Форма с ошибкой кода маршрутизации.
Если в тестовой среде СМЭВ у ИС уже был получен доступ к выбранному ВС, то нужно выбрать полученный в тестовой среде код маршрутизации для получения доступа с этим кодом и в продуктивной среде СМЭВ. Код маршрутизации должен соответствовать схеме вида сведений и рекомендациям к коду маршрутизации в руководстве пользователя.
9. Нажать кнопку Да, уверен, если введенные данные верны.
Откроется модальное окно со списком дальнейших шагов для прохождения процедуры подтверждения технической готовности (Рисунок 11).
Если нужно что-то изменить, воспользуйтесь кнопкой Вернуться в левом верхнем углу формы. А для отмены создания заявки на получение доступа нужно нажать кнопку Нет, отменить действие. Тогда откроется форма, из которой был вызван текущий визард.
Важно! После нажатия кнопки Да, уверен созданную заявку отредактировать не получится.
Некоторые шаги визарда могут быть пропущены, если запрашиваемые в них данные становятся известны из контекста. Как, например, в случае с пропуском шага выбора роли для ВС, доступ к которому возможно получить только в одной определенной роли.
10. На модальном окне нужно внимательно ознакомиться с необходимыми шагами и нажать кнопку Посмотреть статус (Рисунок 13).
Рисунок 13 – Модальное окно со списком шагов.
Примечание: для ВС с областью применения «Прием заявлений с ЕПГУ» и «Прием заявлений с ЕПГУ и/или МФЦ», необходимо прохождение процедуры подтверждения технической готовности без эмулятора ЛК УВ. В этом случае подтверждение технической готовности должно проводиться согласно инструкции без эмулятора.
Откроется страница просмотра списка статусов доступов в карточке информационной системы на вкладке Доступы к видам сведений. В списке можно найти вид сведений с только что созданным запросом на получение доступа в статусе В процессе тестирования (Рисунок 14).
Рисунок 14 – Окно с перечнем доступов, в котором появился новый ВС.
Описание статусов доступа:
11. Для просмотра состояния выполнения шагов процедуры подтверждения технической готовности использовать выбранную версию вида сведений – нажать на статус (Рисунок 15).
Рисунок 15 – Форма с информацией о выполнении шагов процесса ПТГ для ответчика.
Для прохождения процедуры подтверждения технической готовности в роли ответчика, Участнику взаимодействия необходимо:
ЛК УВ сформирует и отправит сообщение-запрос (эталонный запрос) в адрес указанной ИС УВ в тестовой среде СМЭВ. После доставки сообщения в очередь ИС УВ, шаги 1 и 2 на форме с информацией о выполнении процесса ПТГ будут выполнены и выделены зеленым цветом.
Если в процессе выполнения операций получения и подтверждения возникли проблемы, повторите процедуру с отправкой тестового запроса ещё раз, нажав кнопку Отправить запрос.
После успешного подтверждения сообщения шаг 3 на форме с информацией о выполнении процесса ПТГ будет выполнен зеленым цветом.
Комплект эталонных сообщений к ВС находится в карточке ВС. Архив загружается при регистрации ВС.
По полученному сообщению, ЛК УВ выполняет проверки и принимает решение:
a. При положительном результате ЛК УВ шаги 4 и 5 на форме с информацией о выполнении процесса ПТГ будут выполнены (зеленый цвет);
b. При отрицательном результате на форме под невыполненным шагом отобразиться ошибка.
После получения ЛК УВ сообщения-ответа от ИС-ответчика, ЛК УВ изменяет статус последнего шага для тестовой среды СМЭВ на форме. В результате в созданном запросе на получение доступа к ВВС в роли ответчика все проверки становятся пройдены, что инициирует процесс изменения статуса на Доступ в ПСМЭВ получен и передачу в продуктивную среду СМЭВ информации о изменении прав доступа к версии Вида сведений.
Информационная система будет отражаться в карточке ВВС как ответчик всем пользователям (Рисунок 16).
Рисунок 16 – Карточка ВВС с перечнем ИС, которые выступают ответчиками.
В случае регистрации новой версии ВС в продуктивной среде СМЭВ Участнику необходимо подать новый запрос для получения доступа в качестве ответчика к новой версии ВС.
Функции СМЭВПравить
- Ведение реестра электронных сервисов
- Ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам
- Маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии
- Протоколирование обращений (входящих и исходящий сообщений) к электронным сервисам
- Гарантированная доставка сообщений, осуществляемая за счет механизма повторных вызовов электронных сервисов при сбоях
- Обеспечение оповещения Оператора СМЭВ о сбоях в функционировании электронных сервисов
- Передача информации о событиях на СМЭВ по подписке заинтересованным Пользователям (информационным системам)
- Формирование динамически создаваемой статистики использования электронных сервисов
- Подписание электронных сообщений электронной подписью
- Форматно-логический контроль входящих сообщений
- Контроль и мониторинг процессов межведомственного обмена с использованием СМЭВ
Система исполнения регламентов
Назначение СИР — автоматизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям (Заявителям) по заявлениям, поступающим с Портала Государственных услуг, а также, при личном обращении Заявителей в РОИВ, ОМСУ и в подведомственные им учреждения; регламентированное взаимодействие между различными РОИВ и ОМСУ и иными информационными системами, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Описание систем исполнения регламентов
Руководство пользователя СИР 3.0
Состав процедур, необходимых для обеспечения возможности работать в СИР и последовательность их выполнения описаны в документе «Технологическая карта процесса подготовки и предоставления услуг РОИВ и ОМСУ»
Порядок действий пользователей СИР по настройке рабочих мест с переходом на аутентификацию через ЕСИА
1. Настройка ПК пользователя.
- Зарегистрировать себя, как физическое лицо на сайте ЕСИА https://esia.gosuslugi.ru, согласно Инструкции по переходу на аутентификацию с использованием ЕСИА. Результатом регистрации должно быть получение подтвержденной учетной записи физ. лица в ЕСИА
- Уполномоченный сотрудник ведомства, к которому относится Пользователь (руководитель или администратор), должен выполнить в ЕСИА процедуру присоединения сотрудника к органу власти (ведомству) — см. Инструкции по переходу на аутентификацию с использованием ЕСИА
3. Порядок входа Пользователя в СИР по окончании настроeк
- Открыть браузер Mozilla Firefox, и очистить в нем КЭШ и КУКи
- Ввести в адресную ссылку https://66.sir.egov.local/tp-manager/
- Подтвердить выбор своего сертификата, если система предложит — выполнится переход на ЕСИА автоматически
- Подтвердить себя в ЕСИА. Подтвердить выбор своего сертификата, если система предложит. Выполнится переход на СИР автоматически.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
- системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
- единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Вкладка «Виды сведений СМЭВ-3»
Взаимодействие информационных систем через СМЭВ осуществляется с использованием электронных сервисов, реализованных в виде веб-сервисов.
Для передачи электронных сообщений используется протокол SOAP поверх HTTP.
Ограничение доступа реализовано на основании сведений, передаваемых в сообщении с использованием стандарта WS-Security.
СМЭВ обладает функциями протоколирования взаимодействия. Также СМЭВ позволяет установить кто, в каком объёме и на основании каких привилегий делал запрос информации.
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 9 февраля 2022 года.
- CNEWS 2013 № 65. Дата обращения: 23 марта 2013. Архивировано 12 марта 2013 года.
- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
- Технологический портал СМЭВ
- Проект «Электронное правительство». Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 10 января 2013 года.
- Telekomza. Минкомсвязи определилось с форматом документов для СМЭВ — PDF/А + реквизиты в XML. Дата обращения: 1 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
- Приказ Минкомсвязи РФ от 27.12.2010 года № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия». URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/424 Архивная копия от 7 сентября 2014 на Wayback Machine
- Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/6671 Архивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine
- Николай Никифоров: «Электронные сервисы в СМЭВ должны функционировать круглосуточно». Минкомсвязь России. Дата обращения: 1 июня 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
- Сервис ФМС «умирает» под давлением запросов через СМЭВ. Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
- Шквал запросов через СМЭВ физически ломает оборудование Росреестра. Дата обращения: 23 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
Интеграция СМЭВ
Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:
- Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
- Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
- Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
- Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.
Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.
Узайте больше о возможностях КСК. Шлюз
Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем
- Единый протокол интеграции
- Гарантированная доставка сообщений
- Более 1000 готовых адаптеров
- Мониторинг цепочек взаимодействия
- Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3
Как стать участником СМЭВ?
Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минцифра России, являющимся оператором СМЭВ4, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минцифра России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
- Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов. - Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки. - Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
Аналитика рынканедвижимостина портале «Про Дома»
Принимайте важные решения для вашего бизнесана основе проверенных данных уже сегодня
Узнать подробнееПерейти в Telegram
Положительный эффектПравить
- Граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.
- Теперь гражданин, обращающийся за государственной услугой, должен предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т. д.). Все остальные справки собирает само ведомство.
- Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.
СсылкиПравить
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
- сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
- единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Интерфейс
В таблице для редактирования привилегий:
- Значок ( ) на пересечении строки и столбца означает наличие у группы пользователей соответствующей привилегии на вид сведений.
- Нажатие левой кнопки мыши на пересечении строки и столбца приводит к выдаче или отзыву соответствующей привилегии (также для этой цели используется клавиша Пробел).
- Нажатие левой кнопки мыши на заголовке столбца (заголовок столбца имеет два уровня, каждый из которых может использоваться для редактирования привилегий) приводит к выбору всех привилегий, относящихся к этому столбцу, для всех видов сведений.
- Двойной щелчок левой кнопки мыши на наименовании вида сведений циклически выполняет команды «Разрешить всё для вида сведений», «Запретить всё для вида сведений», «Очистить все привилегии на вид сведений».
- В режиме редактирования базовых привилегий:
частично закрашенный значок ( ) на пересечении строки и столбца означает, что выбрана часть привилегий, относящихся к данной базовой привилегии;
выбор привилегии приводит к выбору всех привилегий, относящихся к данной базовой привилегии. - частично закрашенный значок ( ) на пересечении строки и столбца означает, что выбрана часть привилегий, относящихся к данной базовой привилегии;
- выбор привилегии приводит к выбору всех привилегий, относящихся к данной базовой привилегии.
- Разрешить всё для вида сведений.
Запретить всё для вида сведений.
Очистить все привилегии на вид сведений.
Очистить все привилегии.
Восстановить исходные значения привилегий. - Разрешить всё для вида сведений.
- Запретить всё для вида сведений.
- Очистить все привилегии на вид сведений.
- Очистить все привилегии.
- Восстановить исходные значения привилегий.
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
- Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
- Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Хронология реализации проектаПравить
Надо вводить запрет на требование представления заявителями документов, которые уже находятся в распоряжении ведомств и учреждений, которые уже доступны в базе данных
В 2009 году обеспечена возможность взаимодействия между Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) и информационными системами федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) для заказа государственных услуг в электронном виде. Взаимодействие обеспечивалось с использованием синхронных электронных сервисов. На конец года было зарегистрировано порядка 30 электронных сервисов.
В 2011 году реализованы функции по взаимодействию с использованием электронной подписи, разграничения доступа к сервисам, создан Технологический портал СМЭВ. В системе реализованы возможности доступа к сервисам РСМЭВ, сервисам региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также банков. На конец года зарегистрировано около 300 электронных сервисов.
В 2012 году реализованы специализированные компоненты, обеспечивающие функционирование систем межведомственного взаимодействия на территории Российской Федерации, такие как: Единый реестр сервисов, Единая матрица доступа, Система контроля и мониторинга. Реализованы механизмы взаимодействия с использованием асинхронных сервисов.
В октябре 2012 года в Министерстве связи и массовых коммуникаций сформирован проектный офис СМЭВ — единый центр, где собираются и анализируются все проблемы, с которыми сталкиваются участники СМЭВ. На конец 2012 года зарегистрировано около 3000 электронных сервисов.
Кредитные организации (банки) получили доступ к СМЭВ под контролем ЦБ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1382. В Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ также определена возможность доступа к СМЭВ для упрощенной идентификации негосударственных пенсионных фондов, части страховых организаций, организаций федеральной почтовой связи и некоторых других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия» с 1 января 2015 года запрещена разработка электронных сервисов в СМЭВ согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 2.X. Новые сведения следует предоставлять согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 3.X. — таким образом третья версия СМЭВ официально введена в эксплуатацию с начала 2015 года.
Краткий обзор
Вкладка «Виды сведений СМЭВ-3» диалога свойств группы пользователей позволяет предоставлять и отзывать привилегии на виды сведений СМЭВ-3.
Чтобы вкладка была доступна, пользователь должен обладать системной привилегией VIEW_SMEV3_DK_PRIVS (Просмотр привилегий на виды сведений СМЭВ-3). Чтобы иметь возможность изменять привилегии на виды сведений СМЭВ-3, пользователь должен обладать системной привилегией ALTER_SMEV3_DK_PRIVS (Изменение привилегий на виды сведений СМЭВ-3).
В списке отображаются виды сведений СМЭВ-3, на которые пользователю предоставлены какие-либо привилегии. Если пользователь обладает системной привилегией VIEW_ANY_SMEV3_DK (Просмотр любого вида сведений СМЭВ-3), то отображаются все виды сведений СМЭВ-3, независимо от имеющихся привилегий пользователя на виды сведений СМЭВ-3.
Функционал СМЭВ и обеспечение
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.
- Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
- Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
- Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.
Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2022 года; проверки требуют 2 правки.
Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия (СМЭВ) — информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам, и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.
Законодательная база
По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.
Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.
Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.
Вывод из эксплуатации версий видов сведений в СМЭВ
АО «ДОМ.РФ» уведомляет всех потребителей о плановом выводе из эксплуатации сервисов информационного взаимодействия 1.0.0 для следующих видов сведений:
Перечисленные виды сведений версий 1.0.0 будут выведены из эксплуатации в срок до 31.12.2022.
Информация об актуальных сервисах для информационного взаимодействия государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ опубликована в разделе «Интеграция» на сайте наш.дом.рф.
ДОМ.РФ интегрировал суперсервис для ИЖС с порталом Госуслуг
ДОМ.РФ планирует запустить новые сервисы по повышению продаж застройщиков
Стоимость строительства 1 кв. метра общей площади в каждом регионе в январе 2023 года
Вывод из эксплуатации версий видов сведений в СМЭВ
ДОМ.РФ запустил стандарт качества ИЖС и реестр ресурсоснабжающих организаций
Актуальные новости
ДОМ.РФ интегрировал суперсервис для ИЖС с порталом ГосуслугДОМ.РФ планирует запустить новые сервисы по повышению продаж застройщиковСтоимость строительства 1 кв. метра общей площади в каждом регионе в январе 2023 года
Решение для интеграции
«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.
Архитектура продукта состоит из таких элементов:
- Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
- Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
- Сервер приложений для размещений модулей.
- Внутренняя СУБД для хранения сообщений.
Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.