Проверки в рамках муниципального и государственного контроля

Федеральный государственный контроль в сфере образования

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляют специалисты отдела государственного надзора и контроля Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства.

Под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и(или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

График консультирования и взаимодействие с клиентом

Согласно статье 93 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации, график консультирования должностными лицами Министерства образования и науки Челябинской области представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Порядок взаимодействия с клиентом в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора)

Правительство России отменило плановые проверки до 2030 года. Мораторий 2022 года показал свою эффективность, количество проверок в России по сравнению с 2019 годом сократилось в 4,5 раза. Если в 2019 году насчитывалось 1,5 млн проверочных мероприятий, то в 2022 году было проведено лишь около 340 тыс.

Минэкономразвития России напоминает, что внеплановые проверки в 2023 году сохранятся, но подчинятся логике риск-ориентированного подхода. Проводить их теперь контрольным органам можно только на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований— признаков того, что на объекте контроля с высокой долей вероятности допущены или могут быть допущены нарушения. Несмотря на то, что проверки уступили место профилактическим мероприятиям— профилактических визитов за 2022 год проведено в 1,7 раза больше, чем проверок— предприниматель может столкнуться с ситуацией, когда через портал Госуслуги пришло уведомление о проведении проверки.

Важное обращение

Руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность! В целях совершенствования деятельности Министерства образования и науки Челябинской области при взаимодействии с контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования просим вас ответить на вопросы анкеты Оценка удовлетворенности реализацией Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области мероприятий федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Узнать о правах предпринимателя при проверке поможет видеоролик Минэкономразвития России.

Профилактика вместо проверок: новая тенденция в 2022 году

Одной из наиболее заметных тенденций 2022 года является стремительный рост использования инструментов профилактики после введения моратория на проверки, в том числе профилактических визитов.

Ключевые цифры

По итогам 2022 года впервые количество профилактических визитов превысило количество проверок: за год профилактических визитов проведено в 1.7 раза больше, чем проверок.

Профилактические инструменты

Помимо профилактических визитов, контрольные органы используют еще один профилактический инструмент — объявление предостережения. Предостережение является видом профилактического мероприятия, направленного на информирование предпринимателя о возможных или незначительных нарушениях обязательных требований.

Важность правильной реакции

Профилактические визиты и предостережения как инструменты профилактики широко применялись в 2022 году в большинстве регионов страны. При этом на предостережения пришлось 72% от всех профилактических мероприятий за 2022 год. Важно знать о своих правах при объявлении предостережения, так как у предпринимателей больше шансов получить предостережение, чем столкнуться с проверкой.

Видеоматериал для подробного ознакомления

Подробнее об этом можно узнать из видеоролика Минэкономразвития России:

Анимационный ролик Минэкономразвития

Законодательство и реформа контроля

С 1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. Этот закон осуществляет реформу контрольной деятельности, смещая акцент с проведения проверок на профилактику нарушений.

Особенности закона

Закон о контроле регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Этот закон не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, а также контроль закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, финансовый контроль.

Основные положения закона

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ предусмотрены:

  • Риск-ориентированный подход (частота проверок зависит от уровня опасности объекта).
  • Приоритет профилактики (вводится 7 видов профилактических мероприятий).
  • Обобщение правоприменительной практики.
  • Меры стимулирования добросовестности.
  • Уход от палочной системы (контроль оценивается по предотвращениям).

Будучи владельцем бизнеса в России, важно ознакомиться с этими изменениями и правильно реагировать на профилактические мероприятия контрольных органов.

Новые изменения в проведении контроля и надзора

В связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, в области проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации, были внесены значительные изменения, направленные на упрощение и оптимизацию процессов контроля.

Новые методы контроля

  • Контактные методы контроля:

    • Контрольная закупка
    • Мониторинговая закупка
    • Выборочный контроль
    • Инспекционный визит
    • Рейдовый осмотр
    • Документарная проверка
    • Выездная проверка
  • Бесконтактные методы контроля:

    • Наблюдение за соблюдением обязательных требований
    • Выездное обследование
Больше проверок:  Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг функций

Цифровизация процессов контроля

Предусмотрено взаимодействие контролеров и контролируемых лиц исключительно в электронном виде. Это способствует более эффективному и оперативному проведению контрольных мероприятий.

Оптимизация временных рамок проверок

В новом законе установлено, что общий срок проведения документарной и выездной проверок не должен превышать 10 рабочих дней. Это существенное сокращение по сравнению с предыдущими сроками, которые могли составлять до 20 рабочих дней.

  • Документарная проверка – не более 10 рабочих дней.
  • Выездная проверка – не более 10 рабочих дней.
  • Инспекционный визит – не более 1 рабочего дня на одном объекте.
  • Рейдовый осмотр – не более 10 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольных мероприятий

Решения, принятые при нарушении процедур проведения контрольных мероприятий, подлежат отмене контрольным органом, вышестоящим контрольным органом или судом. Это предусмотрено для обеспечения справедливости и законности контрольных процедур.

Были установлены 12 грубых нарушений, которые могут привести к недействительности результатов контрольных мероприятий согласно статье 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Создана рабочая группа по вопросам реализации новых мероприятий по контролю и надзору в Ростовской области, что демонстрирует стремление к эффективной и справедливой реализации законодательных изменений.

Обновленный перечень видов регионального государственного контроля в Ростовской области


После проведенной реформы контрольно-надзорной деятельности был обновлен перечень видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области. На территории региона теперь проводится 28 видов контроля (надзора), реализуемых 15 контрольными (надзорными) органами.


Общий обзор видов регионального государственного контроля в Ростовской области

  1. Региональный государственный жилищный контроль (надзор)
  2. Региональный государственный лицензионный контроль за управлением многоквартирными домами
  3. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкоголя и спиртосодержащей продукции
  4. Региональный государственный надзор в области чрезвычайных ситуаций
  5. Региональный государственный контроль (надзор) об архивном деле
  6. Региональный государственный контроль (надзор) охраны объектов культурного наследия
  7. Региональный государственный контроль (надзор) особо охраняемых природных территорий
  8. Региональный государственный экологический контроль (надзор)
  9. Региональный государственный геологический контроль (надзор)
  10. Региональный государственный контроль (надзор) обращения с животными

Подробности видов контроля на территории Ростовской области

Вид контроляОписание
Региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым таксиКонтроль за правильностью и безопасностью перевозок в регионе
Региональный государственный контроль в области социального обслуживания гражданОценка качества социальных услуг, предоставляемых населению
Региональный государственный контроль за обращением с твердыми коммунальными отходамиМониторинг за правильностью утилизации твердых отходов
Региональный государственный контроль в области перевозок на автомобильном транспортеКонтроль за соблюдением правил дорожного движения и безопасностью

С учетом перечня видов регионального государственного контроля в Ростовской области, предприятия и организации должны быть осведомлены о необходимости соблюдения установленных законов и правил для сохранения репутации и избежания штрафных санкций. Важно уделять должное внимание соблюдению всех требований в рамках каждого вида контроля.


Не забывайте, что соблюдение законов – это в первую очередь важно для безопасности и благополучия всех граждан.

– региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения в Ростовской области;

– региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

– региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;

– региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

– региональный государственный строительный надзор;

– региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Ростовской области.

Список региональных органов контроля

1. Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;

2. Министерство транспорта Ростовской области;

3. Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области;

4. Министерство труда и социального развития Ростовской области;

5. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

6. Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области;

7. Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;

8. Управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области:

9. Государственная жилищная инспекция Ростовской области;

10. Региональная служба по тарифам Ростовской области;

11. Управление ветеринарии Ростовской области;

12. Департамент потребительского рынка Ростовской области;

13. Комитет по управлению архивным делом Ростовской области;

14. Управление государственной службы занятости населения Ростовской области;

15. Министерство культуры Ростовской области.

Список региональных органов контроля, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля в части переданных полномочий

2. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

3 Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

Список территориальных подразделений федеральных органов контроля

1. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

Больше проверок:  Инженер-менеджер проекта (GIP)

2. Главное управление МЧС России по Ростовской области;

3. Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия;

5. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области;

6. Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области;

7. Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

8. Южное таможенное управление;

9. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области;

10. Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

11. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу;

12. Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

13. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области;

14. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области;

15. Государственная инспекция труда в Ростовской области;

16. Южное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Механизмы досудебного обжалования

С 1 июля 2021 года процедура досудебного обжалования решений федеральных органов государственного контроля (надзора) (например, МЧС России, Роспотребнадзор) доступна для наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора), используя по возможности различные формы публичной коммуникации, включая официальные аккаунты органов власти в социальных сетях, центры «Мой бизнес», МФЦ, региональные сообщества и общественные организации, печатные и интернет СМИ, телеканалы и радиостанции.

Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности, в которую входят:

  1. ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольный (надзорный) орган;

  2. индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

Мораторий на проверки

В рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий до конца 2022 года на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий допускается только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, установленного постановлением, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.

Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий допускается в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.

Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С 09.04.2022 на портале государственных услуг Российской Федерации предусмотрена возможность подачи жалобы на проверку, которая нарушает мораторий, установленный постановлением. Процедура рассмотрения такой жалобы составляет 1 рабочий день. В случае выявления нарушения моратория проверка будет отменена.

Памятка для проведения профилактических мероприятий

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

Одной из целей контрольной (надзорной) деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Специалисты Управления Роспотренабдзора по Воронежской области (далее – Управление) предоставляют возможность вовремя устранить возможные нарушения и разъясняют обязательные требования, исполнение которых проверяется при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также об ответственности, которая наступает в случае невыполнения этих требований, о том, с какими требованиями могут обратиться к продавцам потребители и как им реагировать на эти обращения, иных аспектах взаимодействия предпринимателей, потребителей и контрольно-надзорных органов.

Больше проверок:  Как я узнаю, что я был подан в прокуратуру?

Наиболее актуальными для хозяйствующего субъекта являются следующие виды профилактических мероприятий:

– проводится специалистом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за два месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Профилактический визит проводится только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе. Обязательный профилактический визит проводится в отношении: предпринимателей, которые начали осуществлять свою деятельность менее года назад; объектов контроля, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Вместе с тем, контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения. Сведения о проводимых Управлением профилактических визитах вносятся в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».

– самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получит высокую оценку, то получит право принять декларациюих соблюдения. Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети «Интернет», в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований не менее одного года и не более трех лет с момента регистрации указанной декларации контрольным (надзорным) органом. В случае, если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. Адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по Федеральному государственному контролю (надзору) в области защиты прав потребителей: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/region/samoobsledovanie.php.

– должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля) без взимания платы. Форма предоставления консультации (письменно или устно) определяется должностным лицом, представляющим такую консультацию, самостоятельно, в том числе может осуществляться по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. В целях обеспечения своевременной и достоверной информацией в Управлении Роспотребнадзора по Воронежской области работает «горячая линия» по номеру 8-800-201-05-97, посредством которой осуществляется консультирование.

– осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах. Сотрудники Управления Роспотребнадзора по Воронежской области на постоянной основе в рамках действующего законодательства проводят информирование хозяйствующих субъектов о действующих обязательных требованиях в области защиты прав потребителей размещая информацию на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» https://36.rospotrebnadzor.ru/news, СМИ и других информационных системах доступными для неопределенного круга предпринимательского сообщества способами.

Сообщаем, что хозяйствующий субъект может воспользоваться модулем «Виртуальная приемная» государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Кроме того, Управлением Роспотренабдзора по Воронежской области с целью информирования и консультирования контролируемых лиц в рамках организации и осуществления государственного контроля (надзора), а также с целью повышения уровня информированности предпринимательского сообщества на регулярной основе проводятся дни открытых дверей для предпринимателей. На данном мероприятии можно задать вопрос по разъяснению требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а также вопросы, касающиеся различных форм профилактических, контрольно-надзорных мероприятий и возможностях «Информационных ресурсов Роспотребнадзора». Объявления о проведении дня открытых дверей для предпринимателей размещается на официальном сайте https://36.rospotrebnadzor.ru/news.