Камеральная налоговая проверка
Первый квартал – сезон камеральных проверок. Отчетность за прошлый год сдают большинство организаций и некоторые ИП. Расскажем, что из себя представляет камеральная налоговая проверка и как она проводится.
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Камеральная налоговая проверка. Общие положения
Камеральная налоговая проверка (КНП) – форма налогового контроля, выражающаяся в проверке представленной налогоплательщиком отчетности. Порядок ее проведения КНП регламентируется ст. 88 НК.
Основным отличие камеральной проверки от выездной является то, что она проводится по месту нахождения налогового органа, а не налогоплательщика.
Срок проведения КНП составляет:
- 3 месяца – общий срок проведения камеральной проверки по всем видам налоговой отчетности, если иной период не установлен НК.
- 6 месяцев – срок проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в ИФНС в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК.
- 2 месяца – срок проверки декларации по НДС.
- 30 календарных дней – срок проверки заявления на получение имущественного или инвестиционного вычета в упрощенном порядке.
Максимальный срок проведения проверки не может превышать три или шесть месяцев (для иностранных организаций, указанных выше). Продление срока КНП допускается только при проверке декларации по НДС и заявлений на получение вычета в упрощенном порядке. В этих двух случаях камеральная проверка может быть продлена до трех месяцев, если налоговый орган выявит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства.
В отношении декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, срок проверки может быть уменьшен до одного месяца.
Обратите внимание, что при подаче уточненной декларации проверка по первичной отчетности прекращается и начинается КНП уточненки, которая длится также два (в отношении деклараций по НДС) или три месяца.
Отсчет срока КНП начинается со дня, следующего за днем направления отчетности в ИФНС (кроме декларации, представленной по почте). День представления меняется в зависимости от способа, которым декларация представлена в налоговый орган.
Обратите внимание, что датой представления декларации по НДС (для целей ускоренного возмещения налога) является 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом или день представления уточненной декларации по НДС.
* Несмотря на то, что датой представления отчетности, направленной по почте, считается дата отправки письма, налоговики придерживаются другого мнения. Они считают, что КНП в этом случае должна начинаться с даты фактического поступления письма в ИФНС.
Порядок проведения КНП
Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:
Начало КНП
В большинстве случаев ИФНС начинает КНП после получения от организации, ИП или физлица налоговой декларации (расчета) или заявления на предоставление вычета в упрощенном порядке. Налогоплательщик о начале проверки не извещается, равно как и не выносится отдельного решения о начале КНП.
Но из этого правила есть два исключения:
Проверка без декларации возможна по НДФЛ при продаже (получении в дар) недвижимого имущества. Если физическое лицо продало или получило в дар недвижимость, а декларацию не представило, то налоговая служба может начать проверку и без нее – на основании имеющихся у него данных (п. 1.2 ст 88 НК). Аналогичный порядок действует и при непредставлении отчетности иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК.
КНП не проводится по декларации, представляемой в рамках закона № 140-ФЗ от 08.06.2015 и по отчетности, направляемой в период проведения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 88 НК).
Когда декларация поступает в ИФНС, она заносится в программу «АИС Налог». При этом неважно, в каком виде она поступила: на бумаге или в электронной форме. Если отчетность получена в виде электронного документа, она автоматически вносится в программу, а если на бумаге, то вручную.
Больше полезных материалов на нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Проведение начального анализа отчетности
После того, как отчетность будет получена программой, начинается сверка контрольных соотношений по ней (предварительный анализ). Она включает в себя:
- Проверку срока сдачи отчетности.
- Сравнение данных, отраженных в представленной декларации с данными из отчетности за прошлый период.
- Сравнение данных отчетности за этот же период, но по другим налогам.
- Анализ данных, отраженных в декларации с данными, имеющимися в налоговой службе.
- Уточнение необходимости проведения углубленной проверки декларации.
Дальнейший ход КНП зависит от того, требуется ли проведение углубленной проверки:
Если по итогам проверки не выявлено никаких нарушений или оснований для углубленной проверки, то КНП завершается. Никакого отдельного документа в этом случае не составляется и налогоплательщик об этом не уведомляется. Исключение предусмотрено только для отчетности по возмещению НДС. Проверка по ней завершается вынесением решения о возмещении соответствующих сумм налога.
Углубленная проверка отчетности
Если по итогам начального анализа отчетности ИФНС установит необходимость более детальной проверки, то начинается углубленная проверка. Основаниями для ее проведения могут являться:
- Противоречия, несоответствия между данными, отраженными в отчетности с данными, имеющимися у ИФНС.
- Сумма НДС к возмещению по представленной декларации (сумма налоговых вычетов по НДС превышает сумму налога к уплате).
- Заявление в декларации льгот.
- Представление отчетности по природным ресурсам.
Дальнейшие действия проверяющих зависят от оснований проведения углубленной проверки:
Если основания для углубленного анализа формальные, то ИФНС вначале проверит представленные налогоплательщиком документы. После этого она может приступить к проведению отдельных мероприятий налогового контроля. Например, запросить у налогоплательщика, банка или другого органа, необходимые документы.
Если ИФНС обнаружит ошибки, несоответствия или противоречия в отчетности – она сообщит вам об этом. Сделает она это посредством направления требования о предоставлении пояснений или внесения изменений в отчетность. Предоставить пояснения (документы) или внести исправления в декларацию нужно в течение 5 рабочих дней.
На авторском семинаре «Как защитить бизнес в 2023 году» вы узнаете как обезопасить личные активы и активы компании. Как выжить бизнесу в условиях роста налоговой нагрузки и падения конкурентоспособности в сложившейся экономической ситуации. Здесь только законные способы оптимизации налогов.
Семинар состоится в Москве 29-31 марта. Спикер Семинара Евгений Сивков – кандидат экономических наук, один из ведущих специалистов в области аудита и бухгалтерского учета в России, автор более 100 книг по учету и налогообложению.
Также налоговая служба может провести следующие мероприятия налогового контроля:
- Истребование документов у налогоплательщика и третьих лиц.
- Привлечение специалиста или переводчика.
- Проведение осмотра помещения, территории, предметов или документов.
Завершение КНП
Камеральная налоговая проверка может завершиться двумя путями:
Если нарушения не выявлены, проверка просто завершается. Составление какого-либо документа не предусмотрено. Исключением является вынесение решения о возмещении НДС при проверке соответствующей декларации.
Если в ходе КНП выявлены нарушения налогового законодательства – составляется акт КНП. Он должен быть направлен налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты ее окончания. Вручение акта КНП налогоплательщику производится в течение пяти рабочих дней с даты его составления.
После того, как налогоплательщик получил акт КНП, он может:
- Согласиться с доводами, изложенными в нем.
- Подать возражения на акт в течение месяца с даты его получения
Обжалование акта КНП
Предоставление возражений – право, но не обязанность налогоплательщика. Делается это в случае, если организация,ИП или физлицо не согласны с выводами, изложенными в акте или считают, что при проведении проверки были нарушены их права.
Возражения можно подать в целом по всему акту или по отдельным его частям.
Официальной формы этот документ не имеет и к его составлению НК никаких требований также не предъявляет. При его составлении желательно придерживаться следующей структуры:
В шапке возражений нужно указать:
- Название и адрес ИФНС, в которую направляется документ.
- Реквизиты обжалуемого акта КНП.
- Данные лица, подающего возражения.
В основной части документа необходимо отразить:
- Факты, выводы, нарушения, с которыми не согласен налогоплательщик.
- Причины, по которым налогоплательщик считает указанный факт, вывод или нарушение необоснованным (неподтвержденным).
- Ссылки на нормы права, подтверждающие доводы налогоплательщика.
В резолютивной части нужно подвести итог, указать сумму доначислений,с которыми не согласен налогоплательщик, а также отразить список прилагаемых к возражению документов.
Рассмотрение материалов проверки
О времени и месте рассмотрения материалов проверки вы должны быть извещены заранее. При этом срок извещения законом точно не определен, но он быть разумным. То есть дать вам возможность подготовить свои возражения на акт. На практике проверяющие вручают уведомление о рассмотрении материалов вместе с актом КНП.
Рассмотрение материалов КНП происходит независимо от того, представил ли налогоплательщик свои возражения по акту или нет. Если вы не явились на рассмотрение, то оно может быть проведено в ваше отсутствие.
Рассмотрение материалов проверки может быть перенесено на другое время, если вы не были уведомлены о нем ранее или ваше присутствие необходимо для ИФНС.
В ходе проведения рассмотрения ведется протокол.
Не рискуйте, используйте лишь законные способы налоговой оптимизации! Узнайте, как работать законно и с выгодой – посетив авторский семинар Евгения Сивкова «Как защитить бизнес в 2023 году», который состоится 29-31 марта в Москве.
Вынесение решения по КНП
По результатам рассмотрения материалов КНП руководитель может вынести одно из следующих решений:
Это итоговое решение. Оно выносится, если материалов КНП достаточно для его подготовки. Срок вынесения решения – в течение 10 дней с окончания месячного срока на представление возражений.
Это решение выносится, когда собранных материалов и фактов недостаточно для подготовки мотивированного решения по проверке. Срок проведения таких мероприятий не должен превышать один месяц (2 – при проверке КГН или иностранной организации, состоящей на налоговом учете, в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК).
Налогоплательщик имеет право ознакомиться с результатами проведенных допмероприятий и представить свои возражения. Сделать он это может в течение 15 дней с даты получения дополнений к акту КНП.
Направление решения по КНП
Итоговое решение по КНП направляется налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения. Его также можно оспорить:
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган – УФНС в течение месяца с даты получения решения.
В этом случае жалоба также подается в УФНС, но уже в обычном, а не апелляционном порядке.
Дальнейшее обжалование решения (если УФНС не отменило его) происходит уже в судебном порядке.
1. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги;
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе оказания аудиторских услуг вопросам;
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
Требование о заключении договоров страхования ответственности временно не распространяется на аудиторов, призванных по мобилизации или заключивших контракт о службе в ВС РФ или добровольном содействии (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов, информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
2.1) составлять документы на русском языке;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
3) утратил силу. – Федеральный закон от 09.03.2021 N 41-ФЗ;
3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 112-ФЗ)
3.2) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ)
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
3. Документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в течение следующих сроков:
1) не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, – при оказании аудиторских услуг;
2) не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, – при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 41-ФЗ)
4. Аудиторской организации, индивидуальному аудитору запрещается хранить документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.
(часть 4 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 41-ФЗ)
5. Аудиторская организация обязана:
1) вести свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
2) раскрывать информацию о своей деятельности на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по перечню и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.
(часть 5 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
6. Банк России вправе устанавливать дополнительные к требованиям, предусмотренным в части 5 настоящей статьи, требования к перечню и срокам раскрытия аудиторской организацией на финансовом рынке информации о своей деятельности на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также требования к форме раскрытия такой информации.
(часть 6 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
Ч. 7 ст. 13 применяется с 02.01.2023 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
7. Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, обязаны обеспечить возможность предоставления в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору электронных документов, а также возможность получения от уполномоченного федерального органа по контролю и надзору электронных документов в установленном им порядке. Аудиторские организации на финансовом рынке обязаны обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
(часть 7 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
В 2022 году власти изменили порядок проведения проверок контрольно-кассовой техники (ККТ). Рассказываем, в каком порядке и в какие сроки теперь проводятся проверки ККТ, и какие контрольные мероприятия при этом могут осуществлять налоговики.
Что изменилось в проверках ККТ
С 1 марта 2022 года вступили в силу новые правила проведения проверок контрольно-кассовой техники (Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ). С указанного момента проверки ККТ регламентируются уже не Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, а Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации». Соответственно, теперь на проверки ККТ распространяются те же самые принципы и ограничения, что и на все прочие проверки государственных и муниципальных органов контроля.
Осуществление проверок ККТ по-прежнему остается за налоговыми органами, но предмет проверок ККТ значительно ограничивается. Теперь проверки можно проводить исключительно в целях защиты прав потребителей, ИП и организаций, обеспечения полноты учета выручки для целей налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Одновременно изменились и правила проведения проверок ККТ. Теперь они регламентированы постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272. Согласно новым правилам, плановые проверки ККТ больше проводиться не будут. Контроль будет осуществляться исключительно путем проведения внеплановых проверок, осуществлять которые налоговые органы будут без уведомления пользователей ККТ.
Налоговики смогут проводить внеплановые проверки в следующих формах:
- контрольная закупка;
- документарная проверка;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование;
- выездная проверка.
Все эти контрольные мероприятия разрешается проводить как по месту нахождения налогового органа и налогоплательщика, так и по месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях.
Контрольная закупка
Одна из форм внеплановой проверки ККТ – контрольная закупка, то есть искусственное совершение сделки, в ходе которого инспектор проверяет, как та или иная компания применяет ККТ и предоставляет покупателю чеки. Закупка может проводиться как по месту продажи продукции/работ/услуг, так и дистанционно. Во втором случае продукция приобретается с использованием почтовой связи, телевидения или интернета (ст. 67 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Контрольная закупка всегда проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. При дистанционной закупке наличие свидетелей и видеозаписи не является обязательным (п. 23 Положения).
Если в ходе закупки контролеры выявят какие-либо нарушения порядка применения ККТ, они вправе будут обязать магазин сформировать и распечатать отчет о текущем состоянии расчетов.
Документарная проверка
Еще одна разновидность внепланового контрольного мероприятия – документарная проверка. Данная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основании имеющихся у налоговиков документов и сведений о применении компанией ККТ. В ходе такой проверки налоговики вправе затребовать у компаний письменные объяснения, истребовать документы, а также проводить экспертизу этих документов.
При этом налоговый инспектор не вправе требовать у пользователя ККТ сведения и документы, которые могут быть получены от иных госорганов в рамках межведомственного взаимодействия. Документы, не относящиеся к предмету проверки, также истребовать нельзя.
Во всех других случаях запрошенные документы и сведения необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 10 дней с момента получения соответствующего требования (ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Срок проведения документарной проверки – не более 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления ИФНС требования представить необходимые документы до момента представления данных документов (абз. 5 п. 24 Положения).
Наблюдение
Под наблюдением понимается сбор и обработка данных об используемых компаниями ККТ, поступающих в ИФНС из других госорганов, СМИ, от организаций, ИП и физлиц.
Если в ходе наблюдения инспекторы выявят нарушения, они выдадут компании предостережение/предписание об устранении нарушений или вынесут решение о проведении выездной внеплановой проверки (п. 26 Положения). Такая проверка будет проведена либо в форме выездного обследования, либо в форме собственно выездной проверки.
Выездное обследование
Под выездным обследованием понимается осмотр по месту нахождения компании/установки ККТ без взаимодействия с самим контролируемым лицом (ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Выездное обследование также проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Если в рамках выездного обследования инспектор выявит какие-либо признаки нарушений, он проведет контрольную закупку. По результатам контрольной закупки уже будет решаться вопрос о привлечении лица к административной ответственности.
Выездная проверка
В ходе выездной проверки инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения, истребовать документы, организовывать экспертизу, а также проводить эксперименты. При этом для фиксации обстоятельств проверки им разрешается использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Аудио- и видеозапись устных пояснений проводится при условии предварительного уведомления контролируемого лица и наличии его письменного согласия (п. 34 Положения). В письменном согласии должна быть сделана отметка о проведении записи с указанием наименования и серийного номера записывающей аппаратуры и носителя, на который осуществлялась такая запись.
Срок проведения выездной проверки ограничен 10 рабочими днями, причем для субъектов малого бизнеса установлены еще меньшие сроки. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства, отнесенного к малому предприятию (до 100 работников), общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов. Для микропредприятий (до 15 работников) общий срок взаимодействия с контролерами не может превышать 15 часов (п. 28 Положения).
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству и обособленному подразделению. Данные сроки не суммируются. По завершении проверки инспектор составляет акт проведенного контрольного мероприятия.
Оформление результатов проверки ККТ
По результатам каждого из вышеперечисленных контрольных мероприятий налоговый инспектор должен составить акт. Исключение составляют контрольные мероприятия, которые не предусматривают непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (например, выездное обследование или наблюдение).
Оформление акта производится на месте проверки в день ее окончания. Если по результатам проверки было выявлено нарушение порядка применения ККТ, в акте указывают, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его нормой оно установлено.
Одновременно контролируемому лицу выдают предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. При этом контролируемое лицо вправе обжаловать действия инспектора в случае несогласия с составленным актом/выданным предписанием. Жалобу можно представить как на имя руководителя ИФНС, так и руководству регионального УФНС. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации (п. 43 Положения).
Направить жалобу можно через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Лица, подавшие жалобу, могут в своих личных кабинетах отслеживать, на каком этапе рассмотрения находится жалоба до того, как получат итоговое решение по ней.
При этом ранее ФНС проинформировала, что до 1 января 2023 года на проверки ККТ не распространяется обязательный досудебный порядок обжалования. Таким образом, с жалобой на действия налоговых инспекторов пользователи ККТ в текущем году могут обратиться непосредственно в суд.
Вправе ли Федеральное казначейство проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных учреждений? Могут ли работники этого органа исполнительной власти проводить проверку реализации казенными учреждениями – заказчиками товаров, работ, услуг норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)? Какие нарушения в области применения бюджетного законодательства характерны для получателей бюджетных средств? Ответим на эти и другие вопросы далее.
Контрольной функцией Федерального казначейства является внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений (п. 3 ст. 265 БК РФ). Данный орган исполнительной власти при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю (п. 6 Порядка осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092):
- за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ РФ, в том числе об исполнении государственных заданий;
- за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
- за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, установленного ст. 19 Закона о контрактной системе;
- за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок;
- за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, работники органов Федерального казначейства вправе проводить проверку:
- осуществления федеральными казенными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности;
- реализации казенными учреждениями – заказчиками товаров, работ, услуг норм Закона о контрактной системе.
В ходе проведения контрольных мероприятий выявляются разного рода нарушения норм законодательства РФ. В этой консультации рассмотрим обзор недостатков и нарушений в области бюджетного учета и применения норм Закона о контрактной системе, выявленных работниками Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей и получателей средств федерального бюджета во втором полугодии 2017 года.
Рассмотрим указанные нарушения более подробно.
Как было сказано выше, обзор недостатков и нарушений, о которых пойдет речь далее, составлен по результатам контрольных мероприятий, проведенных во втором полугодии 2017 года. В этот период при ведении бюджетного учета положения федеральных стандартов не применялись. Комментируя освещенные в обзоре недостатки и нарушения правил ведения бюджетного учета, мы будем приводить еще и положения ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – ФСБУ «Концептуальные основы»), вступившего в силу 1 января 2018 года, а также нормы Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, чтобы бухгалтеры учреждений смогли проверить свои операции, осуществленные как в прошлых, так и в текущем отчетных периодах, и исключить возможность совершения подобных нарушений в своей деятельности.
Показатели годовых отчетных форм должны быть подтверждены результатами инвентаризации
Требование об обязательном проведении инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовых отчетных бухгалтерских форм установлено ч. 3 ст. 11 Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) п. 20 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей в 2017 году), п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н). В нарушение этих пунктов, как было выявлено работниками Федерального казначейства в ходе проведения проверок, некоторые учреждения перед составлением годовой бюджетной отчетности не проводили инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Такие действия со стороны учреждения являются недопустимыми. Начиная с 2018 года основные требования к проведению инвентаризации установлены п. 79 – 82 ФСБУ «Концептуальные основы». В целом они не отличаются от требований к проведению инвентаризации, предусмотренных ранее. Поэтому при подготовке к составлению годовых отчетных форм по итогам 2018 года рекомендуем всем учреждениям провести инвентаризацию активов, обязательств (расчетов), чтобы исключить подобные нарушения.
Здесь же заметим, поскольку проведение инвентаризации является обязательным, перед составлением годовых отчетных форм проверяющие при проведении проверки обращают внимание (п. 6, 20 Инструкции № 157н, п. 7 Инструкции № 191н):
- на наличие приказа (распоряжения) руководителя о проведении ежегодной инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм;
- на наличие документального подтверждения факта проведения инвентаризации (оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей (ф. 050482, 050486, 050487 – 050489, 050491));
- на наличие документов, подтверждающих результаты проведения инвентаризации (протокола, акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092)).
Требования к оформлению первичных учетных документов
Пунктом 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Первичные учетные документы составляются по унифицированным формам, приведенным в Приказе Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», либо формам, разработанным субъектом учета самостоятельно. В этом случае первичные учетные документы должны иметь все обязательные реквизиты, перечень которых приведен в п. 7 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года), ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы».
Первичные учетные документы подбираются в хронологическом порядке и подшиваются к журналам операций. Формы журналов операций утверждены Приказом Минфина РФ № 52н.
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности первичные учетные документы проверяются всегда. Просматривая журналы операций, к которым в хронологическом порядке подшиты и подобраны первичные учетные документы, проверяющие обращают внимание:
1) на соответствие бухгалтерских записей, отраженных в журнале операций, требованиям инструкций № 157н и 162н;
2) на соблюдение рекомендаций Минфина, изложенных в письмах ведомства, по отражению на счетах бухгалтерского учета операций, показанных в первичных учетных документах, приложенных к проверяемому журналу операций;
3) на наличие первичных учетных документов, операции по отражению которых содержатся в журнале операций;
4) на соответствие первичных учетных документов, приложенных к журналу операций, требованиям, установленным законодательством РФ (либо первичный учетный документ должен быть оформлен по унифицированной форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н, либо, если документ оформлен не по унифицированной форме, он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых представлен в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
1) не составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Документами, отражающими прием работ, услуг, являются акты выполненных работ, оказанных услуг, которые составляются в произвольной форме, но должны содержать перечень обязательных для первичного учетного документа реквизитов, установленных ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы». Поставка товаров оформляется накладной, которая составляется поставщиком и также должна содержать все необходимые для первичного учетного документа реквизиты. Здесь же отметим, что в соответствии с Приказом Минфина РФ № 52н приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в частности, основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом Минфина РФ № 52н. По мнению финансистов, изложенному в Письме от 07.12.2016 № 02-07-10/72795, наличие при поступлении в учреждение материальных ценностей первичных учетных документов – предусмотренных условиями договора (контракта) отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом, является достаточным основанием для принятия к учету данных материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) не требуется;
2) приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни;
3) несвоевременно составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Напомним, что первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после их окончания (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 ФСБУ «Концептуальные основы»). Более позднее составление первичного учетного документа является нарушением вышеназванных норм законодательства РФ;
4) недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. Такие действия учреждения квалифицируются как нарушение п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и являются недопустимыми.
Все нарушения, указанные выше, являются типовыми и выявляются практически в ходе любой проверки финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы не допускать подобные нарушения, советуем быть внимательными при составлении и принятии к учету первичных учетных документов, проводить более тщательную их проверку перед принятием к учету.
Требования к проведению контрольных мероприятий при принятии к учету результатов работ
Пунктом 20 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.
К бухгалтерскому учету принимаются первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 23 ФСБУ «Концептуальные основы»). В 2017 году подобные требования были предусмотрены ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 3 Инструкции № 157н. Кроме того, при принятии к учету результатов строительных работ заказчики должны выполнять требования п. 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение № 468). Этим пунктом определено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверку выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования их результатов;
в) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком – освидетельствование скрытых работ и промежуточный прием возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) совместно с подрядчиком – проверку соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.
- работы с завышением стоимости использованных при их выполнении материалов;
- фактически не выполненные работы;
- материалы, не предусмотренные к использованию локальными сметными расчетами, исполнительной документацией.
Отражение в учете расходов по договору ОСАГО
Казенное учреждение в ноябре 2017 года заключило договор ОСАГО на сумму 9 200 руб. Расходы по договору были отнесены на счет 1 401 20 226. Нарушение требований п. 302 Инструкции № 157н при отражении этой операции было выявлено в марте 2018 года в ходе проведения проверки.
Нарушение было устранено следующим образом:
Не менее интересны для учреждений, входящих в систему силовых министерств и ведомств, нарушения, названные в п. 6.1 – 6.20 данного письма, которые связаны с реализацией норм Закона о контрактной системе, а именно нарушения:
- при формировании плана-графика закупок;
- при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- при применении мер ответственности по контракту в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий;
- при проведении экспертизы предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом;
- при приеме отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (далее – Постановление № 336) до конца 2022 года отменены почти все плановые контрольные мероприятия организаций и ИП, включая плановые проверки. Подробнее об этом мы писали здесь. Минэкономразвития России разъяснило порядок применения Постановления № 336 и работы контролирующих органов в период действия моратория.
При отмене проверок организационно-правовая форма не имеет значения
Отмена проверок касается всех участников хозяйственной деятельности вне зависимости от их организационно-правовой формы, поэтому плановые проверки отменены как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Когда угроза причинения вреда может стать поводом для внеплановой проверки
Согласно пп. “а” п. 3 Постановления № 336 основанием для проведения внеплановой проверки является выявление фактов причинения вреда или непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, обороне страны и безопасности государства, а также фактов возникновения либо непосредственной угрозы возникновения ЧС.
Критериев для определения угрозы причинения вреда законодательство не содержит. По мнению Минэкономразвития, понятие “непосредственная угроза” подразумевает, что при отсутствии мер реагирования вред будет причинен с высокой долей вероятности. Кроме того, важно наличие причинно-следственной связи между нарушением и причинением вреда конкретным лицам.
Степень тяжести вреда здоровью человека определяется согласно приказу Минздрава России от 24.04.2008 № 194-н.
Внеплановая проверка возможна только в случае нарушения прав
Согласно абз. 7 пп. “а” п. 3 Постановления № 336 одним из оснований для проведения внеплановой проверки осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом может быть поступившая от гражданина жалоба. При этом проверка может быть проведена, только если вред уже причинен или права заявителя нарушены. Если же вреда или нарушения прав гражданина не выявлено, оснований для внеплановой проверки не возникает.
При удаленной проверке предписание не выдается
П. 10 Постановления № 336 предусматривает проведение профилактических и контрольных мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом. В Минэкономразвития отметили, что согласно п. 7 того же постановления при проведении таких мероприятий не выдается предписание об устранении нарушений (даже если возможность выдачи такого предписания предусмотрена п. 3 ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Предписание об устранении нарушений выдается только при наличии оснований
Предписание об устранении нарушения может быть выдано только после очной проверки контролерами (с визитом сотрудников контролирующего органа) при выявлении нарушений, которые влекут непосредственную угрозу:
- причинения вреда жизни граждан;
- причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
- возникновения ЧС;
- обороне страны или безопасности государства.
Истечение срока действия такого предписания является основанием для проведения внеплановой проверки (абз. 6 пп. “а” п. 3 Постановления № 336). Если выявленные в ходе проверки нарушения не соответствуют приведенным выше критериям, они фиксируются в акте проверки, но предписание не выдается.
Срок действия ранее выданных предписаний продлен
Если предписание об устранении нарушений по итогам проверки было выдано до вступления в силу Постановления № 336, то есть до 25.03.2022, срок его действия автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения (абз. 1 п. 8 Постановления № 336). Если поводом для выдачи предписания было нарушение, не связанное с угрозой причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, контролеры оценивают его исполнение только на основании имеющихся у них сведений и документов. Внеплановая проверка при этом не проводится. Исключение составляют случаи, когда речь идет о получении или возобновлении действия лицензии, аккредитации и других разрешительных документов.
Если сведений и документов для признания предписания исполненным окажется мало, проверяемому лицу может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения.
Административное дело возможно только после визита контролеров
Решать вопрос о привлечении лица к административной ответственности контролеры могут только по результатам очной проверки (контрольного мероприятия с взаимодействием). Дело в том, что без личного визита невозможно оценить данные, подтверждающие совершение нарушения. Однако при этом контролеры могут объявить предостережение о недопустимости такого нарушения.
В некоторых случаях возбудить дело могут без проведения проверки
Если в качестве меры обеспечения производства по делу применяется временный запрет деятельности, дело об административном правонарушении может быть возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий. В этом случае контролеры составляют протокол, что и является моментом возбуждения дела об административном правонарушении.
Преступления и зафиксированные на фото- и видеоаппаратуру нарушения расследуются в общем порядке
Ограничения, предусмотренные Постановлением № 336, не распространяются на случаи, когда:
- контролеры выявили в действиях контролируемого лица признаки преступления;
- производство ведется по делу об административных правонарушениях, которые были зафиксированы на фото- или видеоаппаратуру (включая дела, возбужденные до 25.03.2022);
- дело об административных правонарушениях было возбуждено на основании сведений, полученных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием (вне зависимости от даты их завершения).